Еще посмотрим

Евреи в ЮАР живут 175 лет

Алексей Мокроусов 28 октября 2016
Поделиться

Золотая земля. 175 лет еврейской жизни в Южной Африке

Кейптаун, Еврейский музей, до 20.11.2016

Хронология выставки, собравшей множество сюжетов, произведений искусства и фильмов, охватывает период с 1841 по 2016 год. Она рассказывает о социальной, политической и культурной истории южноафриканских евреев, всегда игравших важную роль в жизни страны. Достаточно сказать, что в Йоханнесбурге сегодня около 50 синагог и девять еврейских школ. С момента основания города в 1886 году евреи стабильно составляли здесь около 10 процентов населения, сейчас их тут более 55 тыс. человек, больше половины всех южноафриканских евреев.

Постер, посвященный 175-летней годовщине создания еврейской общины в Южной Африке

Множество фотографий из жизни диаспоры показывают не только в залах музея, но и в интернете, где пользователи сами выкладывают снимки, как архивные, так и современные, на сайте можно разместить и собственную историю, связанную с коллективной памятью еврейского сообщества.

Еврейский музей в Кейптауне был открыт в 2000 году президентом Нельсоном Манделой. Среди последних его выставок — посвященные культуре «Северного Иерусалима», Вильнюса (много литваков в 1880–1930‑х переселились в Южную Африку), а также борьбе за права евреев в СССР.

Визуальное остроумие и социальная критика. Сатира от Гойи до Гроса

Зальцбург, Музей модерна, до 20.11.2016

В свежеотремонтированном музее Рупертинум показывают графику последних двух столетий. Как и обещает название, выставка начинается с депрессивного цикла Гойи «Каприччос» (собственно, уже тогда, после наполеоновского вторжения в Испанию, можно было бы предвидеть неминуемый конец эпохи Просвещения), но заканчивается на самом деле не экспрессионизмом, а карикатуристами наших дней. Это опасная во все времена профессия — Домье отсидел за карикатуры на забытого сегодня короля Луи‑Филиппа полгода, Гроса оштрафовали в веймарской Германии на огромную сумму за графические серии, сегодня же карикатуристов вообще, бывает, убивают. Выставка, впрочем, сосредоточена не на судьбах художников, но на темах и авторах, в том числе знаменитых журналов «Панч», «Шаривари» и «Симплициссимус». Среди показываемого — малоизвестные рисунки Вильгельма Тёни 1930‑х годов, запечатлевшие, в том числе, Герберта Маркузе и Лиона Фейхтвангера перед стоящим на трибуне Мавзолея Сталиным. Представлен и рисунок Альфреда Кубина «Еврей» (1918), набросок к гравюре, входившей в цикл «Листы со смертью».

Альфред Кубин. Еврей 1918. Гравюра из цикла «Листы со смертью»
КОММЕНТАРИИ
Поделиться

От еврейской Швейцарии до русского космоса

Здесь и большеформатные эскизы самого знаменитого творения австро‑американского архитектора — «Бесконечного дома», над которым он работал в течение нескольких десятилетий, и впервые показываемая на родине модель «Города‑пространства» в натуральную величину. В 1925 году ее выставили в театральном разделе Парижской международной выставки современных декоративных и промышленных искусств, где она произвела огромное в буквальном смысле слова впечатление.

Сады мира

Одна из самых красивых выставок сезона рассказывает о садах языком искусства. Здесь не только старинные гравюры и редкие книги, но и живопись, от европейской до китайской — работы Огюста Родена и Клода Моне, произведения наших дней, включая золоченые головы животных Ай Вэйвэя.

Венеция, евреи и Европа

Само слово «гетто» появилось благодаря Венеции, оно возникло в Каннареджо, где прежде лили пушки — на итальянском gettare означает «лить металл», а getto — «отливка». Жизнь и деятельность гетто, которое во многом было издательским лидером Старого Света, воссозданы при помощи архитектурных эскизов и редких книг, архивных документов и предметов культа, а также неизбежной на таких выставках живописи. Беллини и Карпаччо, Балла и Шагал…