Книжные новинки

Башни из слоновой кости в ожидании варваров

Семен Чарный 26 мая 2017
Поделиться

ГАЛИНА ЗЕЛЕНИНА

Иудаика два: Ренессанс в лицах

М.: Книжники, Центр «Сэфер», 2015. — 554 с.

 

Вышедшая в серии «Чейсовская коллекция» книга Галины Зелениной посвящена ренессансу иудаики — науки о еврействе, возродившейся в России и на постсоветском пространстве в последние десятилетия. Автор выбрала необычную форму повествования — вместо стандартных глав она представила шестнадцать интервью с учеными, издателями, руководителями исследовательских и образовательных структур (причем у многих персонажей совмещаются две, а иногда и все три эти ипостаси), принадлежащих к разным поколениям — от «ветеранов», начинавших заниматься иудаикой в далекие 1970‑е, до молодых, росших вместе с развитием новой российской иудаики. Подобный подход позволяет увидеть ситуацию в этой области изнутри и с максимально широким обзором — об институциях могут рассказывать со своей точки зрения сразу несколько человек. Понятно, почему был выбран именно подобный метод изложения — постсоветская иудаика создавалась в неформальных структурах, часто людьми, следовавшими принципу Пастернака «Не надо заводить архива, над рукописями трястись». Кроме того, с момента выхода иудаики из «подполья», где она существовала в советский период, прошло уже больше четверти века. За это время успел возникнуть и исчезнуть целый ряд организаций и проектов, которые не оставили почти никаких следов, кроме нескольких заметок в СМИ. В сложившихся условиях именно устные воспоминания становятся центральным источником для реконструкции истории российской иудаики.

Опубликованные интервью охватывают гораздо более широкую область, чем собственно постсоветская иудаика. Перед нами проходят еврейское независимое движение и жизнь московской богемы, советская и постсоветская академическая наука (причем не только гуманитарная), как в Москве, так и в провинции, еврейские религиозные общины времен позднего СССР и старообрядцы, зарубежные образовательные и научные структуры и Советская армия на излете своего существования. Естественно, не обходится без упоминаний антисемитизма — как государственного, так и «частного». В этом смысле «Иудаика два» — бесценный исторический источник для всякого, желающего изучать как историю советского и постсоветского еврейства, так и историю СССР и постсоветской России.

Если же говорить о настроениях самих героев интервью, их нельзя назвать однозначными. С одной стороны, есть и энтузиазм, и рассказы о том, как много сделано (издано, организовано, проведено) и что еще предстоит сделать. С другой, и особенно это чувствуется в воспоминаниях «ветеранов», — виден пессимизм, сменивший радужные надежды 1990‑х. Здесь и признание того факта, что образовательные структуры работают почти вхолостую, поскольку их выпускникам особо некуда идти. Здесь и общая констатация упадка гуманитарного знания в России и в мире (и иудаика — лишь часть этого большого процесса). Впрочем, несмотря на этот пессимизм, нельзя сказать, что герои интервью готовы сложить оружие и сдаться. Их башни из слоновой кости стоят в ожидании новых варваров — для того, чтобы попытаться превратить хотя бы кого‑то из них в нормальных людей.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The Free Press: Дэвид Мэмет: «Том Стоппард и я»

Том Стоппард — переживший Холокост, иммигрант, сын нерелигиозных евреев — создал самые английские и англофильские произведения. Очевидно, что он обожал Англию и наблюдал за своей страной так, как может только чужак. Он делал это с грацией и той глубиной юмора, которая означает лишь одно: любовь

Стоппард и его история

Стоппард оказался самым продуктивным и самым высококлассным драматургом эпохи. Он написал 34 пьесы для театра, радио, телевидения. Его интересы необъятны: от либеральных споров в дореволюционной России в трилогии «Берег утопии» и загадок квантовой физики в «Хэпгуд» до интеллектуального брожения в Англии начала XIX века в его шедевре «Аркадия»

Коричневая клоунада

Реакция «прогрессивных» СМИ на выход на большую арену неофашиста Фуэнтеса любопытна. Постоянно пугающие аудиторию «Гитлером‑Трампом» или «нацистом Маском», они, казалось бы, должны бить тревогу во все колокола. Но не тут‑то было. Основная тема, которая возникает в этой связи, — это раскол в MAGA, который‑де произвел или произведет Ник Фуэнтес