В предыдущем выпуске «Лехаима» мы начали анализ темы «брахот» — благословений, занимающих особое место в нашей религии, традиции и культуре, выполняющих важную роль в воспитании детей. Мы говорили о благословениях как о благодарности Б‑гу за то, что Он нам дает, за Его заповеди, исполнение которых идет нам на пользу и дарит радость.
Теперь речь пойдет о благословениях иного рода — тех, что обращены не к Г‑споду непосредственно, а к другим людям. Такие благословения мы даем и получаем каждый день. Например, когда здороваемся, мы говорим другому «шалом увраха» («мир и благословение»). То есть мы выражаем пожелание, чтобы Б‑г благословил человека, к которому мы обращаемся, даровав ему мир и душевный покой.
Зачем это нужно? Ответ мы находим в первой книге Торы (Берешит, 12:3), в словах Г‑спода Аврааму: «Благословляющих тебя благословлю». И далее в книге Бемидбар (24:9): «Благословляющий тебя — благословен». Если ты благословляешь других людей, ты тем самым исполняешь заповедь любви к ближнему. А за это Б‑г тебе даст Свое благословение. Поэтому в канун Йом Кипура отец должен благословлять своих детей, а в целом ряде общин такое благословение отец произносит еженедельно, сразу после зажигания субботних свечей и перед началом трапезы. Особую силу такие благословения имеют в момент наивысшего духовного подъема благословляющего: сразу после молитвы, при надевании тфилин или, у женщин, при зажигании субботних свечей. Есть и места, в которых произнесенное благословение обретает особую силу: например, у Стены Плача или у могилы известного праведника.
Важное значение в нашей традиции имеют благословения, которые человек получает от праведников, знатоков Торы, раввинов. Например, по праздникам во всех синагогах читают благословения от коаним. Любой коэн может дать и личное благословение, как это было в Храме. Собственно, это одна из обязанностей служителей Б‑га! Тора приводит слова Всевышнего, обращенные к Моше‑рабейну и коэнам (Бемидбар, 6:23–26): «…благословляйте сынов Израиля, говоря им: да благословит тебя Б‑г и охранит тебя; да будет благосклонен к тебе Б‑г и помилует тебя; да обратит Б‑г лицо Свое к тебе и даст тебе мир». То есть Г‑сподь благословляет нас через коэнов.
Возникает вопрос: а как действуют эти благословения? По логике, если мы хотим что‑то получить, чего‑то добиться, то надо самому делать то, что нужно, и тогда Б‑г нам поможет. Об этом мы говорили в прошлый раз. А тут получается, попросил праведника и получил просто благодаря тому, что он за тебя просит у Б‑га?..
Стоит напомнить, что само слово «браха» («благословение») происходит от корня, означающего «сделать отвод»: отрезать ветвь виноградного куста, чтобы посадить ее в землю и получить еще один плодоносящий куст.
Смысл в том, что на Небесах любое доброе решение и так существует, но надо его спустить на землю, чтобы оно дошло до того человека, который именно в нем нуждается. В этом разница между молитвой и благословением: в молитве мы просим Б‑га дать нам что‑то доброе, чего пока нет, а благословение — просьба даровать то, что уже есть на Небесах, но еще не спущено на землю. Поэтому мы просим благословения у праведника, который находится ближе к Небесам.
Но чтобы такое благословение «сработало», человек должен сам готовить «почву для отвода», — и тогда добро, спущенное на землю, начнет плодоносить. Иными словами, благословение от праведника надо заслужить. Лучше всего конкретными делами, помощью ближнему, в том числе благословениями, которые человек сам обращает к ближним. А если конкретных дел маловато, человек должен понять, в чем его ошибки, и принять решение исправиться: впредь делать больше и лучше.
На этот счет есть известная история о Рашабе — пятом Любавичском Ребе. Как‑то раз пришел к нему хасид и просит благословения. Ребе заглянул ему в душу и развел руками: извини, дорогой, не могу просить за тебя Небеса. Хасид вышел из дома раввина, сел на скамейку и горько плачет. Увидела его жена Ребе, спросила, что случилось. Услышала, что Рашаб отказался дать благословение, и побежала к мужу, надеясь уговорить его изменить свое решение. Что ж, говорит ей Рашаб, пусть еще раз зайдет ко мне — посмотрим… Хасид, со слезами на глазах, входит к Ребе — и через несколько минут выбегает радостный, благодарит ребецн: благословение получено!
Жена интересуется у мужа, почему тот сразу не благословил хасида. В первый раз, отвечает Ребе Рашаб, он был не в том состоянии, чтобы слова благословения как‑то подействовали. Но мой отказ заставил его глубоко проникнуть в собственную душу, понять свои недостатки и искренне раскаяться в них. И когда он вторично пришел ко мне — это был другой человек. Его слезы воздействовали на Небеса — и благословение обрело силу.
Благословен Г‑сподь — и нам хорошо
Когда служение с радостью, и жизнь в радость
