Библиотека: Коль Менахем

«Хумаш Коль Менахем»: Как мог Яаков жениться на двух сестрах?

Составитель Хаим Миллер. Перевод с английского  Михаэля Мирласа. Перевод текста Торы  Давида Сафронова 26 ноября 2025
Поделиться

В 2024 году в «Книжниках» впервые на русском языке вышло в свет уникальное издание «Хумаш Коль Менахем»: пять книг Торы с комментариями из классических раввинистических текстов и трудов Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. Фундаментальный подход к толкованию Торы, учитывающий современные реалии, делает размышления предшественников несомненно более доступными для широкого круга читателей, открывая таким образом перед нами новые горизонты. «Лехаим» представляет читателям фрагменты из «Хумаш Коль Менахем».

БЕРЕШИТ, 29:18-30

 

ОБСУЖДЕНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ

Если патриархи соблюдали всю Тору еще до ее дарования, как мог Яаков жениться на двух сестрах? (стихи 18–30)

Хизкуни: Наши мудрецы говорили: человек, перешедший в иудаизм, подобен новорожденному. [Яаков обратил в еврейство Рахель и Лею, прежде чем жениться на них, и
они словно заново родились, перестав считаться сестрами по еврейскому закону] (стих 28)

Рамбан: Патриархи соблюдали всю Тору только тогда, когда находились в Земле Израиля. Яаков же в этот момент находился вне ее пределов, поэтому смог жениться на двух сестрах (26:5).

Парашат драхим: Благодаря пророчеству Яаков знал, что должен основать двенадцать колен и для этого ему нужно жениться на Лее и на Рахели.

 

ТОРАТ МЕНАХЕМ

Как мог Яаков жениться на двух сестрах? (стихи 18–30)

Раши не предлагает никакого объяснения, почему Яаков женился на двух сестрах, хотя это противоречит утверждению, что патриархи соблюдали всю Тору еще до ее дарования (Раши к 26:5). Раши явно не придерживается мнения Рамбана, что они соблюдали Тору только в Земле Израиля. Напротив, он пишет, что Яаков сказал: «Живя с нечестивым Лаваном, я соблюдал 613 заповедей и не учился плохому, глядя на его дурные поступки» (комм. к 32:5). Следовательно, Раши считает, что Яаков соблюдал всю Тору и вне пределов Земли Израиля.

С объяснением (данным Хизкуни), что Рахель и Лея перестали быть «сестрами» после обращения в еврейство, трудно согласиться в силу нескольких причин.

1) На уровне простого понимания Торы мы не встречаем никаких доказательств того, что Авраѓам или его потомки были обязаны соблюдать заповеди Торы. Патриархи, исполнявшие мицвот, делали это из личных соображений, а не потому, что обязаны были их исполнять (за очевидными исключениями — такими, как обрезание, и т. д.). Следовательно, не существовало и «обращения в еврейство» в его буквальном, ѓалахическом значении.

2) Раши в своем комментарии нигде не упоминает, что «человек, который обращается в еврейство, подобен новорожденному младенцу». Таким образом, неразумно полагать, что читатели (в числе которых и дети, впервые изучающие Хумаш) будут знакомы с этой концепцией (особенно если концепция противоречит реальному положению дел).

Также едва ли можно согласиться и с объяснением Парашат драхим, так как в Торе нет указания от Бога, чтобы Яаков женился на двух сестрах.

Объяснение

Раши не объяснил факт женитьбы Яакова на двух сестрах, потому что считал, что объяснение вытекает из самой Торы: после того как Яакова обманом заставили жениться на Лее, он потребовал у Лавана объяснения: «Зачем ты обманул меня?» (стих 25). Проще говоря, он обвинил Лавана в мошенничестве.

Отсюда следует вывод (на уровне буквального смысла): по закону Ноаха не позволительно было одному человеку обманывать другого — в противном случае обвинение Яакова выглядит необоснованным.

Лаван не мог просто пропустить это обвинение мимо ушей, ибо тогда он признавал правоту слов Яакова. Но ему требовалось оправдать себя с юридической позиции, что он и сделал, сказав: «В наших краях не принято выдавать младшую (замуж) раньше, чем старшую» (стих 26). Другими словами, он объяснил, что его поступок не был мошенничеством, поскольку просьба Яакова жениться на Рахели посягала на местный обычай.

Однако нарушить свое обещание, данное Рахели (она ждала свадьбы семь лет), Яаков не мог, поскольку в этом случае его тоже можно было обвинить в обмане. В те времена обман был запрещен, это мы видим из Торы. Таким образом, в этой ситуации Яаков был вынужден отказаться от прежнего строгого соблюдения всей Торы (не позволяющей мужчине жениться на двух сестрах), иначе он был бы виновен в обмане Рахели, а это запрещено.

Вариант развода с Леей не рассматривался Яаковом, поскольку: а) Тора в любом случае запрещает жениться на сестре бывшей жены при жизни жены (см. Ваикра, 18:18); б) это причинило бы ненужное огорчение Лее. Как бы там ни было, Яаков имел все основания уверенно заявить впоследствии:

«Живя с нечестивым Лаваном, я соблюдал 613 заповедей и не учился плохому, глядя на его дурные поступки» — хотя и не избежал женитьбы на двух сестрах. С другой стороны, он не заявил: я «исполнял» 613 заповедей — смысл, скорее, был такой: я «хранил» заповеди, то есть старался не нарушать их, насколько это было возможно.

Еще одна деталь требует пояснений. Хотя из Торы ясно, что обманывать другого человека запрещено, в кодексе Ноаха этот запрет прямо не упоминается. На каком основании он был введен?

Предположительно народы добавили к этому кодексу, состоящему из семи мицвот (заповедей), дополнительные запреты, ставшие общепризнанными и обретшие статус законов. Некоторые толкования Раши подтверждают данную идею.

Например: «Народы (законом) оградили себя от распутства из-за Потопа» (Раши к 34:7) — т. е. ввели дополнительные запреты в отношении незаконных связей, ограничив себя больше, чем велел им кодекс законов Ноаха.

Еще один комментарий Раши: «Писание говорит о смерти Тераха до (того, как говорится об уходе Авраѓама), чтобы не сказали, что Авраѓам не исполнил (долга) почитания отца, оставив его на старости лет, и ушел» (11:32). Мы видим здесь, что почитание родителей, хотя и не является частью кодекса Ноаха, тем не менее было повсеместно принято неевреями как необходимый закон.

В нашем случае можно предположить, что и запрет обманывать ближнего был принят повсеместно всеми народами, поэтому нарушить его Яаков не мог.

Другое объяснение

Согласно простому смыслу стихов, женитьба на двух сестрах, возможно, была запрещена, поскольку в таком браке сестры начинают враждовать, и ставить их в подобную ситуацию жестоко.

В ситуации Яакова означенный запрет не был актуален — ведь хотя и сказано в Торе «Не бери в жены сестру [своей жены], чтобы [она не стала ей] соперницей» (Ваикра, 18:18), в нашем случае таким опасениям неоткуда было взяться: Рахель фактически помогла Лее выйти замуж за Яакова, передав ей тайные знаки, которые дал ей Яаков (Раши к стиху 25); и поскольку этот брак не сделал сестер «соперницами», то перестал действовать и запрет на него.

(На основе Ликутей сихот. Т. 5. С. 141 и далее; «Субботняя беседа» в неделю чтения
раздела Микец, 5728 г.)

 

«Хумаш Коль Менахем» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах. Особые предложения для общин и образовательных организаций в Израиле

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

«Хумаш Коль Менахем»: Вопль Сдома

Несмотря на то что жители Сдома нарушили все семь заповедей Ноаха, основным их грехом, за который они были уничтожены, стало отсутствие милосердия. Рамбам прямо пишет о том, что благотворительность — не мицва, обязательная для неевреев. Согласно Рамбаму, Сдом был наказан не за отказ всех жителей давать милостыню, но за то, что они в массе своей выступали против раздачи милостыни другими

«Хумаш Коль Менахем»: Тшува Агари

Возможно ли, чтобы Агарь, прожив в подобной среде многие годы, «обратилась к идолам своего отца», когда покинула дом Авраѓама? Даже Ишмаэль, который сначала отклонился от пути Авраѓама, в конце концов совершил тшуву. Получается, Агарь тоже пришлось совершить тшуву — однако где же намек на это в самой Торе?

«Хумаш Коль Менахем»: Три колодца

На первый взгляд сделанное Рамбаном сравнение третьего колодца с Третьим храмом неуместно. Но и Зоѓар считает, что без человеческих усилий Третий храм не возвести. Только потребуется не физическая работа с камнями и известковым раствором, а самоотверженное, алогичное соблюдение заповедей всем еврейским народом вопреки тяготам изгнания