Новости

Еврейский музей в Нью-Йорке открылся после реконструкции выставкой Аниша Капура, художника, чья московская экспозиция десять лет назад стала важным событием современного искусства

24 октября, 15:00 культура
Поделиться

После годовой реконструкции Еврейский музей в Нью-Йорке вновь открыл двери, представив выставку Anish Kapoor: Early Works, посвящённую ранним работам британского скульптора и концептуалиста Аниша Капура. Экспозиция открывается 24 октября и совпала с завершением $14,5-миллионной модернизации здания на Пятой авеню, увеличившей музейное пространство почти на треть.

Капур, выросший в индуистско-еврейской семье в Мумбаи и в юности живший в израильском кибуце, отметил, что признание своей еврейской идентичности сегодня сопряжено с внутренними противоречиями. «Иногда сложно одновременно говорить о своей еврейскости и высказывать критическую позицию — это не антисемитизм, а позиция за человечность», — сказал художник на открытии.

Реконструированное здание музея — бывший особняк Феликса Варбурга — теперь включает два новых этажа: третий посвящён постоянной коллекции, где наряду с произведениями Марка Шагала и Марка Ротко представлена картина Элис Нил «Нацисты убивают евреев» (1936), а четвёртый отведён под образовательный центр и зал с 130 ханукиевыми лампами со всего мира. Директор музея Джеймс Снайдер, прежде возглавлявший Музей Израиля в Иерусалиме, подчеркнул: «Наша миссия — противостоять ксенофобии и нетерпимости, показывая силу еврейской культуры как диалога, а не конфликта».

Для российской публики имя Капура давно знакомо: в 2015 году его выставка «Моя алая родина» в Еврейском музее и центре толерантности в Москве стала одним из самых заметных событий VI Московской биеннале современного искусства. Куратор Мария Насимова тогда собрала пять ключевых скульптур мастера, исследующих темы пустоты, памяти и телесности. Главная работа — гигантский круглый контейнер из 25 тонн алого воска с вращающимся металлическим рычагом — символизировала одновременно акт творения и разрушения. «Меня интересует момент между материальным и нематериальным. Цвет и форма способны перенести зрителя в особое измерение — пространство внутреннего опыта», — говорил тогда художник.

Сегодня, спустя десять лет, возвращение Капура в контекст Еврейского музея выглядит символично. Его искусство вновь становится пространством, где личное переплетается с историческим, а поиск духовной идентичности — с исследованием пустоты. Нью-йоркская выставка, как и московская прежде, превращается не просто в художественное событие, а в медитацию о связи культуры, памяти и человеческой уязвимости — темах, которые объединяют разные общины еврейской диаспоры по обе стороны Атлантики.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции