Читая Тору

Наши дети вырываются вперед и продолжают наш путь. Недельная глава «Лех‑леха»

Джонатан Сакс. Перевод с английского Светланы Силаковой 27 октября 2025
Поделиться

Казалось бы, ничто не предвещало, что в начале «Лех‑леха» прозвучит призыв к Аврааму: «Уходи из своей земли, от твоей родни, из дома твоего отца — в страну, которую Я укажу тебе».

Ничто в предшествующем тексте не готовит нас к этому радикальному шагу. Нет никаких словесных портретов Авраама, в отличие от портрета Ноаха: «Праведник Ноах был беспорочен в своем поколении; Ноах ходил с Б‑гом» Так в английском переводе, в русском переводе Д. Сафронова под редакцией А. Графова: «Ноах ходил пред Б‑гом». — Примеч. перев.
.

Нет сцен из его детства, в отличие от рассказа о Моше. Призвание Авраама словно бы знаменует внезапный разрыв со всем, что было прежде. Кажется, нет ни пролога, ни контекста, ни предыстории.

Рассмотрим вдобавок любопытный стих из последней речи Йеошуа, преемника Моше: «И сказал Йеошуа всему народу: “Так сказал Г‑сподь, Б‑г Израиля: ‘За рекою жили отцы ваши издревле — Терах, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным божествам’”» (Йеошуа, 24:2).

По‑видимому, это намек, что отец Авраама был идолопоклонником. Этим вдохновлена общеизвестная мидрашическая традиция, согласно которой Авраам в детстве разбил отцовских идолов. Когда Терах спросил, кто их повредил, Авраам ответил: «“Самый большой идол взял палку и разбил остальных”. — “Зачем ты меня обманываешь? — спросил Терах. — Разве идолы разумны?” — “Да услышат твои уши то, что говорят твои уста”, — ответил ребенок» Так в английском переводе, в русском переводе: «Встал этот, наибольший, взял палку и разбил их. {Сказал ему [отец]}: “Что ты говоришь мне глупости, разве они [так] умеют?!” Сказал ему [Авраам]: “Разве не слышат уши твои, что [говорят] твои уста?”» См.: Мидраш раба [Великий мидраш]. Т. 1. Берешит раба. С. 525. — Примеч. перев.
(Берешит раба, 38:13).

Из такого прочтения следует, что Авраам был ниспровергателем традиций: крушил изображения божеств, бунтовал против веры отцов.

Философ Маймонид изложил его историю несколько иначе. Вначале люди верили в единого Б‑га. Затем стали совершать жертвоприношения солнцу, планетам и звездам, прочим силам природы, считая их творениями или слугами единого Б‑га. Затем стали поклоняться этим светилам и силам, считая их самостоятельными сущностями — божествами.

И только Авраам, рассуждая логически, обнаружил неувязки многобожия: «Будучи только отнят от груди, этот исполин начал духовные изыскания и, пока еще был мал, размышлял денно и нощно, поражаясь: как возможно, что эта сфера постоянно находится в движении и у нее нет Движителя? Кто же ее двигает, ведь не может быть, чтобы она двигала сама себя? И не было у него учителя, и никто не подсказал ему ничего; наоборот, он был затерян в Уре Халдейском, среди глупых идолопоклонников. И отец его и мать были идолопоклонниками, и он служил идолам вместе с ними. Но в сердце своем продолжал искать истину, пока твердый разум не вывел его на правильную дорогу. И понял он, что есть единый Б‑г, Который вращает небесную сферу, Который создал все, и нет в мире другого Б‑га, кроме Него» Рабби Моше бен Маймон. Мишне Тора (Кодекс Маймонида). Книга «Знание». С. 431–432. — Примеч. перев. . (Законы об идолопоклонстве, 1:2).

И у Маймонида, и в мидраше есть мотив отказа от преемственности. Авраам олицетворяет радикальный разрыв со всем прежним.

Но вот что примечательно: в предыдущей главе ситуация показана совсем иначе: «Вот потомки Тераха. У Тераха родились Аврам, Нахор и Аран, а у Арана родился Лот <…> Терах взял своего сына Аврама, своего внука Лота (сына Арана), свою невестку Сарай (жену его сына Аврама), и они вышли из Ур‑Касдима, направляясь в землю Ханаанскую. Дойдя до Харана, они поселились там. Всего Терах прожил двести пять лет — и умер Терах в Харане» (Берешит, 11:31).

АВРААМ ПЕРЕСЕЛЯЕТСЯ В ЗЕМЛЮ ХАНААНСКУЮ. ГУСТАВ ДОРЕ ГРАВЮРА. 1866

По‑видимому, отсюда следует, что Авраам вовсе не порвал с отцом, а, наоборот, продолжил путь, начатый Терахом.

Как устранить противоречие между этими фрагментами? Проще всего вслед за большинством комментаторов счесть, что хронологическая последовательность нарушена. Сначала Б‑г призвал Авраама (в Берешит, 12). Авраам услышал Б‑жий призыв и передал его своему отцу. В путь вышла вся семья, но Терах остановился на полпути, в Харане.

Почему же фрагмент о смерти Тераха помещен до фрагмента о призыве Авраама, хотя эпизод с призывом был раньше?

Чтобы отклонить обвинения, что Авраам непочтительно поступил с отцом, якобы оставив его, когда тот состарился (Раши, мидраш).

Но возможно и другое, тоже очевидное объяснение. Духовное прозрение Авраама произошло не на пустом месте. Первый робкий шаг к монотеизму сделал еще Терах. Дети завершают дело, начатое родителями.

Немаловажно, что именно такое понимание Б‑жественного родительства мы находим и в Библии, и в раввинистической традиции. Словесный портрет Ноаха («Ной ходил с Б‑гом») противопоставлен словам Авраама («Г‑сподь, пред Которым я ходил» (Берешит, 24:40). Сам Б‑г говорит Аврааму: «Ходи предо Мною и будь непорочен» (Берешит, 17:1). Б‑г указывает путь, а затем ставит Своим детям непростую задачу: вырваться вперед, идти перед Ним, продолжить путь.

Вот одно из известнейших мест всего Талмуда. Вавилонский Талмуд (Бава мециа, 59б) повествует, как мудрецы большинством голосов отклонили точку зрения рабби Элиэзера, хотя ее поддержал Небесный глас. Далее описывается встреча рабби Натана с пророком Элияу. Рабби Натан спрашивает у пророка, как среагировал Б‑г, когда закон был установлен большинством голосов и вопреки мнению Небесного гласа. Элияу ответил: «Улыбнулся Он и сказал: дети Мои победили Меня, дети Мои победили Меня» Цит. по: Рабби Яаков Ибн‑Хабиб. Эйн Яаков («Источник Яакова»). М.: Книжники; Лехаим, 2016. Т. 5. С. 175–176. — Примеч. перев.
.

В иудаизме быть родителем — значит давать ребенку простор для роста. Как ни удивительно, но это применимо даже в тех случаях, когда родитель — Сам Б‑г (Авину, «Отец наш»).

Рабби Йосеф Соловейчик пишет: «Творец мира уменьшил образ и масштаб творения, чтобы оставить простор для деятельности Своего создания — человека, чтобы украсить человека венцом творца и созидателя» («Человек алахи»).

Эта идея отражена в алахе — еврейском законе. Хотя Тора придает огромное значение почтению и благоговейному отношению к родителям, Маймонид постановляет: «Хотя детям заповедано делать очень много [чтобы проявить почтение к родителям], отцу запрещено чрезмерно отягощать сыновей ярмом [почтения] или быть слишком придирчивым к ним в вопросах, касающихся почтения к нему, иначе сыновья из‑за него пошатнутся в вере. Он должен прощать их и закрывать глаза [на их огрехи], ибо отец имеет право отказаться от положенного ему почитания» Так в английском переводе, в русском переводе: «Хотя заповедано нам такое поведение, не должен человек отягощать сыновей ярмом почтения к себе и требовать оного во всех деталях, чтобы не ввести их в грех, но должен прощать и не замечать [мелких погрешностей], ведь отец имеет право прощать за недостаточное почитание». См.: Рабби Моше бен Маймон. Мишне Тора (Кодекс Маймонида). Книга «Судьи». М.: Книжники; Лехаим, 2020. С. 418. — Примеч. перев. (Законы об ослушниках, 6:8).

История Авраама допускает два толкования — смотря по тому, как мы увяжем конец 11‑й главы с началом 12‑й. В первом толковании подчеркивается, что преемственность была нарушена. Авраам порвал со всем, что было прежде. Во втором толковании подчеркивается, что преемственность сохранялась. Борьбу против идолопоклонства начал уже Терах, отец Авраама. Он вышел в долгий путь по направлению к земле, которая в конце концов стала святой, но на полдороге остановился. Авраам завершил путь, начатый отцом.

Возможно, события нашего детства и юности тоже можно трактовать двояко. Порой, особенно в подростковом возрасте, мы говорим себе: «Все, порываю с родителями, проложу абсолютно новую дорогу». И только задним числом, много лет спустя, мы осознаём, сколь многим обязаны родителям. Осознаем, что даже в минуты непоколебимой уверенности, что мы вступаем на свой уникальный путь, на самом деле мы воплощали в жизнь идеалы и устремления, привитые нам родителями.

А началось все с Самого Б‑га. Он дал и по‑прежнему дает нам, Своим детям, простор, чтобы мы вырвались вперед и шли перед Ним, продолжая путь.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Сила примера. Недельная глава «Лех‑леха»

Евреи призваны быть евреями не только ради блага евреев. Они призваны быть живым, ярким, убедительным примером того, что значит жить в соответствии с Б‑жьей волей и тем побудить других людей тоже признать Б‑га и служить Ему, причем каждый должен служить по‑своему в рамках общих принципов завета, заключенного с Ноахом

Быть еврейским родителем. Недельная глава «Лех‑леха»

Чтобы узнать, чего хочет Б‑г, нам необязательно знать теоретическую физику, достаточно знать, что значит быть родителями. Чудо рождения детей ближе всего подводит нас к постижению творческой мощи Б‑га — любви, приносящей в мир новую жизнь... Иудаизм берет нечто естественное, природное, и освящает его; берет нечто физическое и наполняет его духовностью; берет нечто, в других культурах считающееся обычным, и воспринимает как чудо.

Недельная глава «Лех‑леха». Путешествие поколений

Именно Перах вдохновил Авраама двинуться еще дальше в духовном и физическом смысле. Авраам продолжил путь, начатый отцом, и тем самым помог собственным сыну и внуку — Ицхаку и Яакову соответственно — наметить, каким путем будут служить Б‑гу они: Б‑г у них был один и тот же, но ко встрече с Ним каждый пришел своим путем