Библиотека: Коль Менахем

«Хумаш Коль Менахем»: Духовное значение городов-убежищ

Составитель Хаим Миллер. Перевод с английского  Михаэля Мирласа. Перевод текста Торы  Давида Сафронова 27 августа 2025
Поделиться

В 2024 году в «Книжниках» впервые на русском языке вышло в свет уникальное издание «Хумаш Коль Менахем»: пять книг Торы с комментариями из классических раввинистических текстов и трудов Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. Фундаментальный подход к толкованию Торы, учитывающий современные реалии, делает размышления предшественников несомненно более доступными для широкого круга читателей, открывая таким образом перед нами новые горизонты. «Лехаим» представляет читателям фрагменты из «Хумаш Коль Менахем».

«Когда Господь, ваш Бог, уничтожит народы, землю которых Господь, ваш Бог, отдает вам, когда вы изгоните их и поселитесь в их городах и домах…»
(ДВАРИМ, 19:1)

«Выделите себе три города в вашей стране, которую Господь, Ваш бог, отдает вам во владение.»
(ДВАРИМ, 19:2)

«Проложите себе дорогу [с указателями, ведущую к этим городам] и разделите землю вашей страны, которую Господь, ваш Бог, отдает вам как удел, на три части. Пусть в этих городах находит убежище, бежав туда, всякий, кто совершил [неумышленное] убийство».
(ДВАРИМ, 19:3)

 

ТОРАТ МЕНАХЕМ

Искры хасидизма

Духовное значение городов-убежищ (19:1–3)

Есть общие черты, которые роднят любой грех… с убийством, поскольку употребление энергии во зло подобно пролитию крови (Ликутей Тора, Бемидбар, 13с). Тем не менее грех похож лишь на неумышленное убийство, так как истинное намерение каждого еврея, по свидетельству Рамбама, — «исполнить все заповеди и избежать любого греха» (Законы о разводе, глава 2). Кроме того, грех считается совершенным неумышленно (стих 4), ибо «человек совершает грех только тогда, когда им овладел дух безумия (другое прочтение: дух глупости)» (Сота, 3а).

Чтобы искупить грех, нужно изучать Тору; изучение Торы — аналог бегства в город-убежище, потому что «слова Торы — защищают» (Макот, 10а). Другими словами, как город-убежище является укрытием, где совершившие невольное убийство ищут защиты от кровомстителей (родственников убитого, горящих желанием поквитаться с убийцей), так и Тора укрывает от «личного кровомстителя» — злого начала (Бава батра, 16а). Помимо прочего, изучение Торы эффективно искупает «пролитую кровь», поскольку энергия человека вновь направлена на святость и на Тору, называемую «Торой жизни».

Однако в мессианскую эпоху города-убежища будут выполнять совсем иную функцию. Несмотря на то что в будущем души очистятся, в рамках первого этапа мессианской эпохи зло не будет полностью устранено, и возможность возникнуть у зла сохранится [лишь гораздо позже, в период воскрешения, Бог полностью устранит в мире силы зла: «и дух нечистоты удалю из страны» (Зхарья, 13:2)]. В это время города-убежища понадобятся как механизм, устраняющий даже возможность греха (сам грех утратит свое прежнее значение и будет существовать в мире, как «остаточный продукт» зла (аналогично состоянию мира до грехопадения Адама, когда не было реального зла, была лишь потенциальная опасность совершить грех).

Предотвратить саму возможность совершать зло помогут три новых города-убежища (стих 9) — в этом скрыт намек на новое изменение мистического знания, предупреждающего и отводящего саму возможность зла.

(Из «Беседы» во второй день праздника Шавуот, 5751 г.)

 

 

«Хумаш Коль Менахем» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах. Особые предложения для общин и образовательных организорганизаций в Израиле.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

«Хумаш Коль Менахем»: Просьбы Моше

Моше понимал, что заслуг у него много, но также осознавал, что его заслуги никакой реальной ценности для Бога не представляют. Напротив, Моше не считал себя достойным войти в Землю Израиля, поскольку в своем великом смирении чувствовал: его заслуги по-настоящему ничего не стоят. Следовательно, его просьба к Богу была вовсе не молитвой, но просьбой о «незаслуженном даре»

«Хумаш Коль Менахем»: «По великой и страшной пустыне…»

Блуждание по пустыне перед тем, как войти в Землю Израиля, — «по великой и страшной пустыне, где водятся ядовитые змеи и скорпионы, где сплошная сушь и нет воды» — сравнимо с нынешним изгнанием, предшествующим окончательному Избавлению. Чтобы устранить все эти симптомы, нам нужно обратиться к первопричине: еврей должен гордиться величием Торы, а не кажущимся «величием» своего нееврейского светского окружения

«Хумаш Коль Менахем»: «Благословение и проклятие…»

В действительности Бог вообще не посылает проклятий — «с небес» посылают только благословения. Проблема «внизу», в нашей способности эти благословения получать. Если человек — неподходящий сосуд для дарованного Богом блага, он не сможет вместить Божьи благословения. В результате после нисходящего пути через духовные миры благословение будет получено так, что в наших глазах будет выглядеть как проклятие