Дом учения: Учение хасидизма

Раскрытие сокровенного: «И записал Моше все их походы и уходы»

Йосеф Менделевич 24 июля 2025
Поделиться

Почему необходимо было записывать момент ухода? Ведь походы, которые совершались для борьбы со злом, важнее, чем уход? Рабби Борнштейн объясняет так: Моше не приемлет зло как таковое, уходит, потому что зло мешает ему.

Объяснение на основании Зоара, ч. 1, 138:2.

В Берешит, 1:21 сказано: «И сотворил Всесильный больших морских животных» (таниним). Обычно танин понимается как «морской змей», здесь это Яаков и Эсав. То есть они оба были змеями, а змей жалит потому, что такова его природа.

Однако природа Яакова и Эсава различна. Яаков не выносил зло, а Эсав любил зло. (Не ненавидел добро, а именно любил зло.)

Правда, в жизни нет «чистых» экземпляров, поэтому человек не может ненавидеть зло абсолютно, потому что в нем самом оно есть. По этой же причине человек не может любить только добро. Однако народ Израиля един и благодаря цадикам, которые создают полюсы добра, стремится любить только добро.

Следующее рассуждение касается Моше и Аарона. Моше — добро по определению, поэтому зло для него неприемлемо, и он постоянно с ним борется: убивает египтянина, успокаивает евреев. Сильная сторона Аарона — любовь к Ашему и стремление воодушевить сынов Израиля любовью к Нему.

В связи с этим два вида блуждания по пустыне можно трактовать следующим образом: куда бы они ни приходили, они были вооружены любовью к Ашему, которая давала им силы совершать добро и избавляться от плохого. Это качество Аарона, поэтому он соответствует понятию моцаа. (Рабби Борнштейн трактует понятие моцаа не как «уход», а как «вытягивание», «извлечение».)

Слова книги Иов, 28: «Вот, есть у серебра исход, а за этим треск и огонь» можно трактовать как: «Надо уметь извлекать серебро» — это функция Аарона.

Что же делает Моше? Он уходит от зла, потому что не может его вынести. То есть если уйти от зла, оно исчезнет.

Моше называется свадебным дружком царя, а Аарон — со стороны народа Израиля, сопровождающим невесты.

Сперва Тора говорит: «Исходы для походов» (чтобы уйти от зла). А потом: «Походы для ухода». (Ухода как извлечения, потому что все походы имели цель извлечь кдушу везде, где они находились.)

 

Книгу Йосефа Менделевича «Раскрытие сокровенного» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Раскрытие сокровенного: «Ошибка Кораха»

Дело в том, что на иврите слово «священник» связано не с понятием «святость», оно трактуется как «выполняющий определенную функцию, начальник». Однако евреи никогда не стремились к власти над другими. Речь идет о том, чтобы руководить собой в соответствии с требованиями Высшего разума

Раскрытие сокровенного: В чем отличие вод в Мериве и источника из скалы близ Хорива?

После кончины Мирьям Моше должен был только отыскать и восстановить ее колодец, но сомневался, что ему удастся это сделать. Поэтому он рассердился и сказал: «Вы что, хотите, чтобы из этой скалы я достал воду?» Моше не поверил, что валун, подкатившийся к нему, и есть вход в колодец Мирьям. Сомневаясь в успехе, он дважды проявил неверие...

Раскрытие сокровенного: Враждебность некоторых народов к Израилю

Причина, по которой Моав и Мидьян пытаются предотвратить приход Израиля в свою страну, заключается в том, что Израиль своими заповедями, касающимися земледельческих работ, возвышает и освящает Страну Израиля