Библиотека: Сефер га-хинух

Сефер га-хинух. Книга наставления. Заповедь священнослужителям облачаться в священнические одеяния

Левит из Барселоны. Перевод с иврита Арье Ротмана 2 марта 2025
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

«Книга наставления» принадлежит к числу популярнейших книг по иудаизму и часто, наряду с важнейшими классическими комментариями, издается вместе с Пятикнижием в качестве приложения к нему. Она содержит самые необходимые объяснения и истолкования всех шестисот тринадцати заповедей. Помимо ценных сведений, помогающих осознать причины, по которым дана та или иная заповедь, и ее смысл, автор делится своей любовью к заветам Всевышнего. Эта неугасающая любовь живет в книге уже несколько столетий, согревая сердца многих поколений читателей.

 

Заповедь священнослужителям облачаться в священнические одеяния

Чтобы возвеличить и почтить служащих в Храме священнослужителей, им заповедано облачаться в особые одежды. И [только] в этих одеяниях им дозволено отправлять свои обязанности по храмовой службе, как сказано:

И вот одеяния, какие им делают: нагрудник и эфод, и накидка, и рубаха ячеистая, венец и пояс. Сделают они священнические одежды Аѓарону, брату твоему, и сыновьям его для служения Мне. Шмот, 28:4 Рамбам в “Книге заповедей” ссылается на стих “Сделай священнические одежды для Аѓарона…” (Шмот, 28:2).

Среди [объяснений] причин, по которым дана эта заповедь, [все то же] постоянно повторяемое нами положение, согласно которому человека формируют его поступки, ими определяются его помыслы и устремления. [Священнослужитель], тот, на кого возложено искупительное служение от имени других, должен полностью сосредоточиться на нем. И поэтому ему следует облачаться в одеяния, предназначенные специально для этого. Благодаря этому, на что бы ни упал взор священнослужителя, все напоминает ему, к Кому обращено его служение, и наполняет его сердце осознанием этого. В этом [священнические одеяния] подобны тфилин, которые налагаются на бросающиеся в глаза части тела, дабы наводить [видящих их] на подобающие мысли. Хотя священнослужитель тоже увенчан тфилин, великая важность совершаемого им служения требует и особых одежд.

По этой же причине священническая рубаха должна облекать все тело своего владельца, лишь немного приоткрывая пятки Псахим, 65б.
, а рукава должны доходить до кистей рук Йома, 72б.
. [Платок, из которого скручивается] тюрбан, [венчающий голову первосвященника], имеет в длину шестнадцать локтей и уложен на голове так, что всякий раз, поднимая глаза, тот видит его. Пояс священника, охватывающий его стан, длиной в тридцать два локтя. Им оборачиваются слой за слоем, так что в конце концов он выступает настолько, что священнослужитель не может не задевать его [постоянно] руками. Все это, как должен признать тот, кому дорога истина, доказывает правоту [моих предположений о причинах, по которым дана эта заповедь].

Помимо того, особое одеяние священнослужителей выражает почтение к Храму и храмовой службе. А мы уже писали, что величие Храма, внушая трепет, смягчает сердца и побуждает их к раскаянию.

 

Ѓалахические вопросы, связанные с исполнением этой заповеди: три типа священнических одеяний — рядового священника и два облачения первосвященника: белоснежное и златотканое. Убор рядового священнослужителя состоит из четырех предметов: [длинная] рубаха, штаны, шапка и пояс. Рубаха больше всего похожа на широкий халат, какие носят потомки Ишмаэля. Как выглядят штаны, знают все — священнические прикрывали бедра полностью [до колена]. Их еще называют [испанским словом] “genojo” Genojo (исп.) — колено.
. Шапка — род головного убора, что‑то вроде колпака. [Священнический] пояс отличается от того, каким подпоясываются обычно, тем, что им обматываются многократно. Все эти четыре одеяния изготавливаются из чистого белого льна, сотканного из крученой, в шесть сложений, нити, и только пояс [льняной] расшит шерстяной нитью. Лишь в этих одеждах рядовой священнослужитель совершал храмовое служение. Ему не возбраняется носить эти одежды в течение дня и в часы, когда он не участвует в храмовой службе, поскольку позволительно пользоваться ими в личных целях Несмотря на то что они используются в первую очередь в ритуальных целях.
 — за исключением пояса, который запрещено надевать не во время храмовой службы, поскольку, [если это не заповедано, как в случае с поясом священнослужителя], Торой запрещено ношение платья, изготовленного из смеси шерсти и льна (шаатнез) Как сказано: “Не надевай одежду из смешанной ткани — из шерсти и льна вместе” (Дварим, 22:11).
.

Облачение первосвященника состояло из восьми предметов. Это рубаха, штаны и пояс, такие же, как у рядовых священников. А вот вместо шапки, являющейся подобием колпака, — тюрбан, также являющийся головным убором, но представляющий собой длинный платок, которым оборачивают голову подобно тому, как это делают женщины, и так же обматывал им голову первосвященник.

Эти четыре предмета облачения первосвященника также изготавливались из чистого белого льна, сотканного из крученой, в шесть сложений, нити, и были шиты узорами. Однако это шитье отличалось от шитья пояса рядового священнослужителя Так как шилось льном же, а не шерстью.
.

Четыре других предмета облачения первосвященника были вытканы золотом. Это эфод Эфод — в древности род богато украшенной верхней одежды без рукавов. Первосвященник надевал эфод поверх накидки. Он был похож на фартук, надетый задом наперед, так что спереди оказывались пояс и наплечники, поддерживающие нагрудник (см. следующее прим.). Эфод ткали вместе с поясом, а наплечники — отдельно и прикрепляли к нему. Нить, из которой был соткан эфод, скручивали из восемнадцати шерстяных, шести льняных и четырех золотых нитей. Делалось это так: шесть нитей пурпурной шерсти скручивали с добавлением золотой нити, затем то же проделывали с голубыми и красными шерстяными нитями и с белыми льняными волокнами, вплетая каждый раз золотую нить. После этого все жгуты скручивали воедино и ткали эфод. Каждый из его наплечников украшала золотая оправа с ониксом. На драгоценных камнях были выгравированы имена колен Израиля (сыновей праотца Яакова) по порядку их рождения. Спереди нагрудник прикреплялся к наплечникам двумя золотыми цепочками, продетыми через кольца в его верхней части. А нижняя часть нагрудника двумя жгутами голубой шерсти прикреплялась к задней части наплечников.
, нагрудник (хошен) Нагрудник первосвященника был соткан из той же нити, что и эфод. Он представлял собой отрез ткани длиной в локоть и шириной в половину локтя, сложенный вдвое, так что получался квадрат. Внутри нагрудника был пергамент с нанесенным на него Именем Всевышнего, а снаружи нагрудник украшали двенадцать драгоценных камней, вставленные в оправы. Камни располагались друг над другом четырьмя рядами. В верхнем ряду — рубин, топаз и изумруд с выгравированными на них именами Реувена, Шимона и Леви. Во втором ряду — карбункул, сапфир и алмаз с именами Йеѓуды, Иссахара и Звулуна. В третьем — яхонт, агат и аметист с именами Дана, Нафтали и Гада. В четвертом, нижнем, — хризолит, оникс и яшма с именами Ашера, Йосефа и Биньямина.
, накидка (меиль) Накидка первосвященника надевалась поверх рубахи и была соткана из голубой шерсти. Ее подол украшали семьдесят два золотых колокольчика, чередовавшихся с украшениями в форме плодов граната из голубой, пурпурной и красной шерсти каждый.
и венец (циц) Венец представлял собой золотую налобную пластину от виска до виска, шириной в два пальца, с выгравированными на ней словами “Святыня Господу”. В отверстия по краям и в центре пластины были продеты жгутики голубой шерсти, которые завязывались на затылке, поверх головного убора священника.
. В златотканые одеяния первосвященник был облачен при служении вне Святая святых, за завесу которой он входил лишь в одежде из чистого льна. Льняные одежды, в которых первосвященник исполнял храмовую службу в День Искупления (Йом Кипур) Это единственный день в году, когда первосвященник входил в Святая святых.
, более не использовались Йома, 24а.
, ибо сказано: “…и оставит их там” “И войдет Аѓарон в Шатер Откровения, и снимет льняные одежды, которые надевал при входе в Святилище, и оставит их там” (Ваикра, 16:23). Эти одеяния помещали в хранилище священных принадлежностей, вышедших из употребления.
. Если священник и первосвященник во время служения облачен в меньшее или большее количество одежд, чем заповедано для данного случая, служение является негодным, а священнослужитель, [допустивший такое прегрешение], подлежит смерти по воле Небес Звахим, 17б, 18а.
, как заключают наши мудрецы на основании слов Писания: “И опояшь их поясом… и станет для них священство уставом вечным…” Шмот, 29:9.
Из этих слов следует, что [необходимое для участия в храмовой службе] священническое достоинство нисходит на священнослужителя, [только] когда он облачен в священнические одеяния. А если он одет не так, как это заповедано, то и в службе принимать участие не может и подобен чужаку Принимать участие в храмовой службе дозволено только священнослужителям.
, участвующему в храмовой службе, чей приговор — смертная казнь.

Эти и прочие подробности [законов исполнения этой] заповеди рассматриваются во второй главе трактата Звахим и ряде мест трактатов Сукка и Йома.

Эта заповедь в силе во времена, когда ведется храмовая служба, и касается мужчин, храмовых священнослужителей.

Священнослужитель, нарушивший эту заповедь и облачившийся [на время службы] в меньшее или большее число одежд, [чем заповедано], подлежит [безвременной смерти по воле Небес].

Издание «Сефер га-хинух. Книга наставления. Том 1» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

Сефер га-хинух. Книга наставления. Заповедь строительства Храма

Так же как Богу было угодно послать людям пророка, который указал им путь, идя по которому они облагодетельствуют свои души, так Он пожелал в Своем безграничном милосердии предназначить на земле место людям, где они могли бы удостоиться блага, — все это по великой любви к ним. Но святость и благословенность этого места всегда будут соразмерны количеству совершаемых там угодных Богу поступков людей, и когда там ведется служба — пропорционально ей разверзаются великие источники Божественного блага. И поистине несоизмерима святость Храма разрушенного со святостью Храма отстроенного

Сефер га-хинух. Книга наставления. Запрет обижать гера

Тора особо предостерегает нас от нанесения обид человеку, лишенному опоры, беспомощному, более уязвимому в сравнении с теми, у кого есть на кого опереться. И повелевает нам обращаться с ним не хуже, чем с прочими сынами Израиля. Даже на словах не давать ему почувствовать отношение худшее, чем к любому другому из нас

Сефер га-хинух. Книга наставления. Том 2

Вся внутренняя сущность народа Израиля сводится к Торе; именно ею отличается он от всех прочих племен и народов, ею удостоится жизни вечной и небесного блаженства, выше которого нет ничего в тварном мире. И, поскольку Тора являет собой основу нашего бытия, подобает, чтобы народ время от времени собирался вместе, дабы услышать ее слова.