Польские учебники все еще содержат антисемитские клише
Согласно отчету, опубликованному 18 декабря Институтом мониторинга мира и культурной толерантности в школьном образовании (IMPACT-se), учебники в польских школах по-прежнему содержат антисемитские сюжеты, несмотря на недавние улучшения, пишет журналист «The Times of Israel» Зев Стаб.
Обзор 42 учебников показал, что образовательный контент, связанный с Холокостом, а также древней и современной еврейской историей, был улучшен с момента предыдущего отчета в 2016 году.
Однако в отчете говорится, что «некоторые учебники продолжают закреплять устаревшие нарративы, особенно касающиеся еврейско-христианских отношений, места евреев в польском обществе и израильско-палестинского конфликта».
Исследование учебников IMPACT-se оценивает учебники, используемые в восьми европейских странах, на соответствие стандартам мира и толерантности в образовании, основанным на принципах ЮНЕСКО. Аналогичный отчет по Ирландии, опубликованный в прошлом месяце, обнаружил «тревожную тенденцию тривиализации и минимизации Холокоста» и «нарративы, ставящие под сомнение легитимность государства Израиль и подрывающие утверждения евреев об их укорененности на этой земли».
«В польских учебниках много приятных улучшений, особенно в их растущем еврейском содержании», — рассказал генеральный директор IMPACT-se Маркус Шефф. «Однако этот позитив должен быть отражен во всей учебной программе. Вызывает беспокойство, что теории заговора о причастности евреев к смерти Иисуса и рассказы, отрицающие принадлежность евреев к земле Израиля, продолжают появляться в учебных материалах».
«Мы также приветствовали бы более последовательное признание уникальных преследований евреев во время Шоа. Мы с нетерпением ждем сотрудничества с правительством и авторами учебников в Польше, чтобы помочь внести необходимые улучшения и изменения», — заметил он.
Что касается Холокоста, то в некоторых учебниках особое внимание уделяется евреям, а также страданиям поляков во время Второй мировой войны. «Эта структура рискует преуменьшить особые преследования, с которыми евреи столкнулись во время нацистской оккупации», — говорится в отчете.
В нем приводился пример учебника истории для четвертого класса, в котором уязвимость евреев во время Холокоста объясняется их «своеобразием», не упоминая систематический антисемитизм того времени. И роль местных коллаборационистов, которые способствовали их преследованию.
Что касается отношений между иудеями и христианами, некоторые учебники продолжают поддерживать старые стереотипы, например, учебник истории для пятого класса, представляющий евреев как «беспощадных» и ответственных за разрешение распятия Иисуса.
Более того, вклад еврейской общины в развитие польского государства на протяжении веков часто игнорируется, как и значительное влияние еврейской культуры и наследия в Польше.
Хотя в последних учебниках меньше внимания уделяется еврейскому происхождению деятелей коммунистического режима по сравнению с более ранними изданиями, некоторые продолжают связывать евреев с коммунизмом, говорится в отчете.
Польские учебники также изображают связь евреев с землей Израиля в негативном свете, изображая палестинцев как коренное население с непрерывными претензиями на землю, в то время как связи евреев с Израилем либо минимизируются, либо вообще игнорируются. В одном учебнике истории для пятого класса война 1948 года представлена как конфликт между арабскими жителями и евреями – иммигрантами, что предполагает, что евреи украли их землю, говорится в отчете.
Хотя последние учебники демонстрируют «заметные улучшения» в освещении еврейской тематики, «последовательность этих позитивных изменений варьируется, часто в зависимости от индивидуальных авторов, а не от единого редакторского подхода», — резюмирует отчет.