Книжный разговор

Польская полиция во время Холокоста убивала евреев даже без приказа нацистов 

Подготовил Семен Чарный 12 декабря 2024
Поделиться

Создание всеобъемлющей истории поляков времен Холокоста — тяжелая задача, пишет журналист JTA Зеев Стаб. А польский закон, криминализирующий любое упоминание об ответственности поляков за преступления нацистов или соучастие в них, делает ее еще сложнее.

Оттого еще более примечательным выглядит новаторское исследование, осуществленное известным историком Яном Грабовски для новой книги под названием «На службе: польская синяя и уголовная полиция во время Холокоста».

Опираясь на множество источников, автор утверждает, что польские учреждения были более чем готовы помогать нацистам в их истребительной кампании и часто «забегали вперед» благодаря собственным инициативам. 

Немецкие и польские полицейские проверяют документы у еврея в Варшаве. 1941 год

Грабовски, профессор Оттавского университета, более 10 лет потратил на это исследование, в том числе в Польше, изучая польские архивы, частные дневники и документы из более чем 100 небольших городов, где проживало множество евреев.

«Я читал ужасающие вещи в дневниках польских полицейских, описывающих, сколько евреев они убили каждый день, — говорит 61-летний Грабовски. — Рассказывали анекдоты о том, как полицейский просил стакан водки, прежде чем застрелить еврея, или как он использовал горячую воду, чтобы смыть кровь с рук. Они убивали друзей и одноклассников без угрызений совести, и даже в таких местах, куда не заходил ни один немец, чтобы проверить их».

Многие свидетельства, обнаруженные Грабовски, никогда ранее не публиковались.

«Нелегко писать такую ​​книгу, когда наличествует противодействие со стороны крупных польских организаций с целыми командами докторов наук, чья работа заключается в том, чтобы преследовать таких людей, как я, — заявляет Грабовски, который начал свое исследование еще до того, как Польша приняла скандальный закон 2018 года об Институте национальной памяти. — Но тщательное и независимое историческое исследование необходимо, чтобы убедиться, что нация не сможет переписать свою подлинную историю в счастливое повествование о праведных поляках, спасающих евреев».

 

Книга посвящена действиям польской «синей полиции», официально известной под названием «Польская полиция генерал-губернаторства» и созданной вскоре после установления немецкой оккупации в Польше в 1939 году. Она состояла в основном из довоенных польских полицейских.

«Мы говорим о полицейском подразделении численностью 20 тыс. человек, которое ранее отвечало за соблюдение обычных гражданских законов, например, за то, чтобы у лошадей, идущих по улице, были подковы, — отмечает Грабовски. — Меня завораживает то, как быстро обычные полицейские превратились в безжалостных убийц».

 

496-страничная книга Грабовски доступна теперь на сайте израильского «Яд Вашема».

Грабовски написал множество книг и статей, посвященных Холокосту в Польше. Его книга «Охота на евреев: предательство и убийства в оккупированной немцами Польше» получила Международную книжную премию «Яд Вашема» в 2013 году.

Руководитель Центра исследований Холокоста в Польше в «Яд Вашеме», профессор еврейской истории в Тель-Авивском университете Хави Дрейфус отмечает, что накануне Второй мировой войны 3,3 млн. евреев Польши представляли собой яркую и разнообразную общину: «Многие были вовлечены в еврейские и польские дела или были активны в политических движениях, таких как Бунд, сионистских или ортодоксальных организациях. Хотя большинство из них жили в городах, но города эти нередко были совсем небольшими, рядом с деревнями, что способствовало разнообразию жизни польских евреев».

Этот последний пункт и является критически важным для изучения Холокоста, считает Дрейфус.

«Исследования часто фокусируются на крупных гетто, таких как Варшава и Лодзь, в каждом из которых проживали сотни тысяч евреев. Но в генерал-губернаторстве существовало более 340 гетто, в 83% которых проживало менее чем по 5 тыс. евреев, — рассказывает она. — Эти маленькие гетто, представлявшие большинство польских еврейских общин, остаются недостаточно изученными, несмотря на значительную их роль для понимания жизни польского еврейства во время Холокоста».

По словам Грабовски, преследование евреев поляками развивалось в три этапа.

После того, как Германия вторглась в Польшу в 1939 году, Третий рейх поручил польским полицейским ввести и обеспечить соблюдение ограничений для евреев.

«Первым этапом стало начало бесчеловечной геттоизации евреев, — отмечает Грабовски. — Немцы создали законы, призванные сломить евреев, ограничивая, куда они могли идти, что они могли делать или чем владеть. Однако до сих пор ни один историк толком не исследовал, как польская полиция внезапно стала так глубоко вовлечена в еврейские дела, фактически обрекая их на голод».

Нацистские полицейские в городе отфинув, Польша. 1943 год

В 1941 году польские полицейские начали работать уже над вторым этапом, ликвидируя сотни гетто. Когда в 1942 и 1943 годах эшелоны с евреями отправлялись в концентрационные лагеря, такие как Аушвиц-Биркенау и Треблинка, польская полиция участвовала в нацистской «эвакуации» гетто: они окружали евреев, убивая всех, кто сопротивлялся, а иногда даже самостоятельно проводя «эвакуацию».

«Важно понимать, что это не немцы заставляли поляков стрелять. Польские карательные отряды сами принимали эти решения, — заявляет Грабовски. — В ноябре 1941 года, намного раньше, чем в оккупированных нацистами странах Западной Европы, польская полиция уже регулярно расстреливала евреев».

Возможно, поляки действовали так, чтобы избежать наказания со стороны нацистов?

«Интересно, что нет никаких сведений о каком-либо наказании, примененном к кому-то, кто отказался убить еврея, за исключением, может быть, насмешек коллег, — отмечает Грабовски. — Если вы не хотели этого делать, всегда оказывался кто-то другой, кто рад был это сделать».

По словам Грабовски, после ликвидации гетто польские полицейские продолжили убийства уже в третьей фазе, по всей стране разыскивая евреев, которые могли сбежать.

«В тот момент они убивали просто с удовольствием, без какого-либо немецкого участия, — подчеркивает Грабовски. — Они работали с местными жителями, своими соседями, и даже не сообщали немцам о том, чем они занимаются».

Да, Грабовски свидетельствует: по мере того, как Холокост прогрессировал, польская полиция действовала самостоятельно, убивая евреев и не координируя свои действия с Германией.

«Они знали: если сообщат о своей деятельности нацистам, их заставят поделиться украденными деньгами и имуществом, — говорит он. — Они также могли бы обвинить тех соседей, которые активно укрывали евреев. А они этого не хотели».

 

Министерство иностранных дел Польши отказалось комментировать свидетельства из книг Грабовски, заявив: «Министерство иностранных дел не комментирует научную деятельность отдельных людей, считая научную сферу и деятельность свободными от политической оценки».

В процессе работы над книгой «На службе» Грабовски столкнулся с мощным противодействием со стороны польского правительства и получил ряд судебных исков, два из которых все еще находятся на рассмотрении.

«Это не пошло на пользу моему психологическому равновесию, — замечает Грабовски. — Когда вы готовитесь к карьере доктора философии, никто не обучает вас, как справляться с нападками со стороны государства за клевету на доброе имя нации».

Именно стремление к раскрытию правды, по мнению Грабовски, важно в его работе.

«Холокост стал всеобщим эталоном зла. Но даже после десятилетий просвещения по этой теме правительства искажают историю, чтобы соответствовать собственным нуждам, — отмечает он. — Это очень опасный прецедент, и мы обязаны предотвратить его, чтобы сохранить наше будущее».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The Wall Street Journal: О книге «Варшавский завет: воспоминания выжившей»

В марте 1943 года Ауэрбах бежала из гетто, выдав себя за польку. Но и в «арийской» части Варшавы, где она по поддельным документам оставалась до конца войны, ею двигала та же решимость. Благодаря безупречному польскому и свободному немецкому («который я хотела бы позабыть навсегда», признается она) Ауэрбах была связной еврейского подполья, ее наблюдения за жизнью в гетто заняли семь тетрадей

Старейшая пекарня Люблина принадлежала еврейской семье, убитой нацистами 

В 1939 году немцы закрыли почти все пекарни Люблина, но пекарня Байтелей оставалась открытой. Байтель и его сыновья вынуждены были печь хлеб исключительно для немцев до ноября 1942 года, когда их схватили и убили в концентрационном лагере Майданек. Доба Байтель была расстреляна вместе со своими невестками и внуками в Крепецком лесу. Никто из Байтелей не выжил... Владельцы пекарни «Кузьмук» в третьем поколении утверждают, что узнали о довоенной истории пекарни только в самое последнее десятилетие

На поляках лежит немалая ответственность за Холокост

Россказни о том, что евреи безропотно шли на бойню, снимают с поляков нравственную вину за бездействие. Как и повсюду в Европе, местные неевреи сочиняли небылицы, чтобы удалить себя из анналов истории. Впоследствии многие утверждали: они и знать не знали, что немцы творили с евреями. Либо утверждали, что немцы всегда убивали тех, кто помогал евреям, оправдывая таким образом свой отказ прийти на помощь.