Книжный разговор

Писсарро остается в Германии, но история картины становится достоянием гласности

Подготовил Семен Чарный 17 ноября 2024
Поделиться

Девять лет назад исследователи, работающие в Национальном архиве Нидерландов в Гааге, просматривали пачку деклараций, поданных в правительство в конце 1940-х годов, в поисках некоего произведения искусства, пропавшего во время войны и так и не возвращенного, рассказывает журналистка The New York Times Нина Сигал.

На одном из бланков заявитель подробно описывал «большую картину маслом», было указано ее название, «Возвращение», точные размеры и тот факт, что она подписана художником и датирована 1882 годом. Но что сильнее всего привлекло внимание исследователей, так это имя, указанное в верхней части бланка: Камиль Писсарро, знаменитый импрессионист. 

«Я был вынужден продать вышеупомянутую вещь, чтобы заработать на жизнь, — писал истец Яап ван ден Берг. — Я скрывался четыре года».

Камиль Писсаро. «Девушка, лежащая в траве». 1882 год

Сотрудница архива Аннелис Кул начала поиск, который в результате не только привел к картине, но и пролил свет на трагическую историю двух сестер-евреек, чьи родители не смогли уберечь их от гибели в нацистском лагере смерти. 

Через несколько дней Кул обнаружила эту картину в одном из немецких музеев. А через несколько месяцев нашла выжившую наследницу ван ден Бергов — дочь, родившуюся уже после войны.

Теперь, после долгих лет переговоров, «Возвращение», или «Девушка, лежащая в траве», стало предметом необычного соглашения, согласно которому немецкий музей Кунстхалле в Бремене сохранит картину, но поможет издать книгу, в которой будет рассказано об истории семьи ван ден Берг и ее потерях. 

О заключении соглашения было объявлено 13 ноября в музее Ван Гога в Амстердаме, где картина Писсарро будет выставлена до марта. Бременский Кунстхалле, в котором картина хранится с 1967 года, достиг также финансового соглашения с наследницей. «Было очень важно, чтобы история ее семьи была рассказана», — заявил отставной голландский правительственный эксперт по реституции Руди Эккарт, который был посредником в заключении соглашения между наследницей и музеем. 

Наследница, упомянутая в книге под псевдонимом Сюзан ван ден Берг, отказалась давать интервью. 

«Оказалось, что финансовая составляющая была для нее не самой важной, — отмечает Эккарт. — Публикация и выставка для нее важнее. Вот почему мы пришли к этому оригинальному решению». Наследница особенно хотела избежать затяжной судебной тяжбы, которая могла закончиться продажей картины в частные руки. 

Сюзан ван ден Берг знала лишь часть истории своей семьи военного времени, отмечает Кул, которая в настоящее время является советником по культурным ценностям во Второй мировой войне в Агентстве культурного наследия Нидерландов. Исследователи помогли ей заполнить пробелы. 

Когда Германия вторглась в Нидерланды в 1940 году, родители ван ден Берг, Яап и Эллен, жили в Химстеде, пригороде Харлема. У них было две дочери: Розмари и Марианна. Вскоре оккупационный нацистский режим ввел здесь антисемитские законы, и в 1942 году евреев начали депортировать. В тот момент ван ден Берги решили скрыться. Родители прятались в Харлеме у пары католиков. Понимая, что семья будет в большей опасности, если они будут прятаться все вместе, ван ден Берги отдали Розмари и Марианну в приемную семью в прибрежной деревне Катвейк. Они продали Писсарро, чтобы покрыть расходы, которые понесли, пока скрывались. 

Яап и Эллен пережили войну, скрываясь в Харлеме. Но их дочерей — без их ведома — переправляли из одного укрытия в другое, и в конце концов они оказались в детском доме, полном еврейских детей. В январе 1944 года нацисты совершили налет на этот дом в Дрибергене, и дети были депортированы сначала в лагерь Вестерборк в Дренте, а затем в Аушвиц, где сестры погибли.

Исследователь из экспертного центра «Реституция» при Институте войны, Холокоста и геноцида (NIOD) в Амстердаме Элке Мюллер помог Сюзан ван ден Берг восстановить историю ее семьи для книги, которая называется «Девушка в траве: трагическая судьба семьи Ван ден Берг и поиски».

Книга состоит из 190 страниц и содержит множество довоенных фотографий семьи ван ден Берг, в том числе фото девочек, сидящих на траве. 

Расходы на публикацию частично были профинансированы Бременским Кунстхалле. Мюллер рассказывает, что Сюзан ван ден Берг была очень рада выходу книги: «Она не знала своих сестер, и ее родители никогда не говорили об этом. Очевидно, все это оказало на нее большое влияние. Всю свою жизнь она пыталась понять, что же произошло и каково ее собственное место во всем этом». 

В книге цитируются слова Сюзан: «Это та крошечная частичка жизни, которую я могу вдохнуть в Розмари и Марианну». 

Директор Бременского Кунстхалле Кристоф Грюненберг назвал соглашение о реституции «идеальным решением», которое помогает информировать общественность о том, как «Вторая мировая война и нацистская диктатура повлияли на личную судьбу», и в то же время «отдает должное потомкам, рассказывая эту историю».

 

Эккарт и Грюненберг отказались комментировать оценочную стоимость «Девушки, лежащей в траве». За последнее десятилетие, согласно отчетам публичных аукционов, около 450 картин Писсарро, написанных маслом, были проданы в промежутке от 20 тыс. до 32 млн. долларов.

Судебное разбирательство в отношении этой картины могло оказаться особенно сложным, поскольку картина была передана в дар Бременскому Кунстхалле много лет спустя после войны. Предыдущие дела подобного рода приводили к неоднозначным результатам. Ранее в 2024 году апелляционный суд в Соединенных Штатах постановил, что музей в Испании может сохранить картину Писсарро в рамках иска о реституции, поданного семьей американских евреев. Судебный процесс длился почти два десятилетия.

Эвелин Кампфенс, редактор книги под названием «Честные решения? Альтернативы судебным разбирательствам в спорах о разграблении произведений искусства нацистами», утверждает: истцы зачастую хотят именно того, чтобы их истории были признаны, порой хотят этого даже больше, чем возвращения конкретных предметов искусства. «Во многих случаях речь идет о восстановлении справедливости и прав человека», — говорит она.

Эмили Горденкер, директор музея Ван Гога, где выставлена работа Писсарро, сообщает, что здесь также представлены работы и других импрессионистов, вдохновлявших Ван Гога: «Мы решили привлечь к Писсарро особое внимание. Это замечательный образец его творчества, и в нем есть характерные его черты — цвет и солнечный свет». 

По словам Грюненберга, после четырехмесячной экспозиции картина вернется в Бремен, где долгое время занимает центральное место в экспозиции пейзажных работ Писсарро, с новой этикеткой, на которой будет представлена вся ее история.

Винни Урбан, глава отдела исторических книг издательства Waanders Publishing, которое выпустило книгу совместно с Бременским Кунстхалле и Агентством культурного наследия Нидерландов, сообщила, что помимо Нидерландов книга будет распространяться в книжных магазинах и музеях Соединенных Штатов и Великобритании.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Коллекция портретов

Между тем приближалась катастрофа. В Париж вошли немцы и объявили, что все евреи должны пришить к верхней одежде желтые шестиконечные звезды. Как клеймо. Раз Софа, выйдя из дома, была остановлена консьержем со словами: «Звездочку забыли пришить, мадам? Я буду вынужден сообщить о вас куда следует». В этой информации была серьезная неточность, которую далее пришлось исправлять.

Искусство возможного

Современные европейские правительства, культурные учреждения и музеи по всему миру, а также частные граждане с хорошим художественным вкусом являются благодарными прямыми наследниками культурной и расовой политики Третьего Рейха, бенефициарами Холокоста — и в наследство свое они вцепились мертвой хваткой

The New York Times: Выставлена на продажу картина, спасенная из нацистского хранилища 

Полотно было украдено нацистами в 1941 году во Франции у членов семьи Ротшильд. Картину погрузили в поезд и отправили на хранение в замок в Германии. Выйти на ее след удалось благодаря тщательным записям, которые вела сотрудница парижского музея Же-де-Пом Роза Валлан. Немцы не подозревали, что Валлан помогала французскому Сопротивлению. Тайком копируя опись и фотоархив, она отслеживала, куда направляют каждое из конфискованных произведений искусства