Редкая и богато украшенная Библия 14 века продана на аукционе за 5,3 млн фунтов стерлингов
Редкая, богато украшенная Библия на иврите, написанная знаменитым раввином в Испании 14 века, на позолоченных и красочных страницах которой сочетаются еврейские, христианские и исламские художественные традиции, будет выставлена на всеобщее обозрение после того, как была куплена на аукционе за 6,9 млн долларов (5,3 млн фунтов стерлингов), пишет журналист “Guardian” Сэм Джонс.
Библия Шем Това, которая была завершена раввином Шем Товом Ибн Гаоном в городе Сория в Северной Испании в 1312 году, вела странствующее и почти чудесное существование, пережив бесчисленные войны и потрясения во время своих путешествий в Иерусалим, Багдад, Триполи, Лондон и Женеву на протяжении семи столетий.
Вечером 10 сентября богато украшенная Библия, которую описывают как “демонстрацию библейской и каббалистической науки и драгоценное свидетельство средневековой традиции сефардского книжного искусства”, была продана на аукционе “Sotheby’s” в Нью-Йорке с максимальной оценкой в 5-7 млн долларов. Старший международный специалист “Sotheby’s” по книгам и рукописям по иудаике Шарон Либерман Минц заявила, что сочетание глубокой учености, мистических надписей и межкультурных художественных влияний сделало 800-страничную Библию уникальной.
Библия Шем Това не только часто цитирует Кодекс Гиллели, легендарную, утерянную древнееврейскую Библию, она также содержит около 2000 тщательно помеченных “аномальных” букв, которые являются буквами меньшего или большего размера, наделенными, согласно традициям каббалы, или еврейского мистицизма, особым, тайным значением. Ее наиболее привлекательной особенностью является сочетание трех различных художественных традиций. “Она была написана в христианской Испании в 1312 году, но христиане и евреи живут со всей этой исламизированной мудехарской архитектурой, и они все еще видят вокруг себя всю культурную эстетику исламской Испании”, – рассказала Либерман Минц. “В книге сочетаются все три художественных стиля: вы видите еврейский почерк переписчика на обложке; изящные росчерки фиолетовых и красных чернил, выделяющие различные части Библии”. Есть также готические арки, вдохновленные архитектурой северной Европы – “но, если вы перевернете несколько страниц, вы увидите многостворчатую исламскую арку … таким образом, архитектурные особенности отражают искусство мудехаров того времени, в то же время используя художественную лексику французской готики”.
Другие люди утверждали, что Библия Шем Това служит как практическим, так и эстетическим целям. В ссылке на Библию конца 1860-х годов упоминается, что ее владельцы неохотно расставались с ней, “потому что, помимо того, что это действительно драгоценный предмет, это испытанный талисман, поскольку женщина, переживающая трудные роды, будет спасена от родовых мук, когда книга попадет в ее дом”.
Эта книга занимала центральное место в сердцах Дэвида Соломона Сассуна, выдающегося коллекционера древнееврейских рукописей, который приобрел ее в первом десятилетии 20 века. Незадолго до своей смерти, летом 1942 года, он попросил своего сына пойти и поговорить с его свитками Торы и Библией Шем Това и сказать им: “Мы вернемся к вам, и вы вернетесь к нам; мы не забудем вас ни в этом мире, ни в мире грядущем”.
После столь долгого пребывания в частных руках Библия будет доступна широкой публике. “Она была куплена частными лицами, которые, понимая ее исключительную важность, с нетерпением ждут возможности сделать ее доступной для общественности”, – подчеркнула Либерман Минц. Она добавила: “Я думаю, что любой, кто покупает книгу такого масштаба, понимает, что она должна быть доступна как можно более широкой аудитории, и не собирается прятать ее в какой-нибудь маленькой библиотеке”.
Несмотря на редкость Библии, ее мистический смысл и огромную историческую, художественную и финансовую ценность, Либерман Минц больше всего поражают ее путешествия и сам факт ее сохранения. После завершения своего удивительного научного подвига в 1312 году Ибн Гаон почувствовал, что, то, что эксперт “Sotheby’s” называет “Библией на века”, следует увезти в Святую Землю, хотя, как заявила Либерман Минц: “В то время это была не просто прогулка”. И, хотя раввин умер около 1330 года в городе Цфат в Галилее, путешествия его творения только начинались. “Я думаю, что это путешествие такое захватывающее, потому что к 1315 году она покинет Испанию, избежав беспорядков и резни 1391 года, а затем изгнания евреев из Испании в 1492 году, когда было утеряно много книг”, – заявила Либерман Минц. Среди утерянных томов – Кодекс Гиллели. “Затем она попадает в Израиль, который захвачен крестоносцами … и ей удается избежать этого. Она попадает в Багдад, и мы знаем, что еврейская община Багдада была свидетелем всевозможных потрясений. Она каким-то образом попала в Триполи. Она находится в Лондоне во время второй мировой войны – или, возможно, в Летчворте – и пережила войну. Она выжила чудесным образом”, – заключила она.