Израильская судоходная компания переживает резкий рост прибыли из-за атак хуситов в Красном море
Крупная израильская судоходная компания переживает резкий рост прибыли по удивительной причине: атаки хуситов на суда в Красном море, пишет журналист «The Algemeiner» Джек Элбаум.
Увеличение выручки «ZIM Integrated Shipping Services», акции которой торгуются на Нью-Йоркской фондовой бирже с 2021 года, в годовом исчислении во втором квартале этого года составил 48% – до 1,93 млрд долларов. И увеличилась не только выручка. Ее чистая прибыль выросла до 373 млн долларов, а объем перевозок вырос на 11%. Все это произошло на фоне растущей напряженности на Ближнем Востоке, которая началась после того, как палестинская террористическая группировка ХАМАС напала на Израиль 7 октября 2023 года, убив 1200 человек и взяв в заложники еще 251 человека.
Поддерживаемая Ираном йеменская группировка хуситов, признанная США террористической организацией, начала нарушать мировую торговлю своими нападениями на суда в Красном море после нападения ХАМАСа, утверждая, что ее агрессия была демонстрацией поддержки палестинцев в секторе Газа. Повстанцы хуситы, чей лозунг — «смерть Америке, смерть Израилю, проклятие евреям и победа исламу», контролируют значительную часть территории Йемена вдоль Красного моря с 2014 года, когда они захватили ее в разгар гражданской войны в стране.
Поддерживаемое Ираном движение заявило, что будет атаковать все суда, направляющиеся в израильские порты, даже если они не проходят через Красное море, и взяло на себя ответственность за попытки ударов беспилотников и ракет по Израилю. После резни, устроенной ХАМАСом на юге Израиля 7 октября, которая положила начало продолжающейся войне в секторе Газа, хуситы в Йемене регулярно запускали баллистические ракеты в сторону южного израильского города Эйлат. В июле они поразили центр Тель-Авива с помощью дальнобойного иранского беспилотника. Эти атаки, в первую очередь в Красном море, ключевом торговом пути, нарушили мировое судоходство, повысив стоимость доставки и страхования, и оказали серьезное экономическое воздействие.
Судоходные компании во многих случаях были вынуждены менять маршруты на более длинные и дорогие маршруты вокруг юга Африки, чтобы избежать прохождения вблизи Йемена. Однако увеличение выручки и прибыли ZIM, по-видимому, произошло благодаря этим атакам, а не вопреки им. Рост прибылей наблюдался не только у ZIM. По данным «Middle East Eye», «акции датского судоходного гиганта «Maersk», эксплуатирующего более 700 судов, за последний месяц выросли примерно на 20%, в то время как акции немецкой компании «Hapag-Lloy» — пятой по величине в мире группы контейнерных перевозок — выросли на 17%». Причина, по иронии судьбы, в том, что они получают больше доходов, поскольку выбирают альтернативные, более длинные маршруты, чтобы избежать Красного моря.
Проблема в том, что эти альтернативные маршруты требуют дополнительного топлива, которое стоит дополнительных денег. Эти дополнительные расходы перекладываются на потребителей, что приводит к увеличению доходов. Однако расходы, перекладываемые на потребителей, обычно превышают дополнительные расходы, которые несут компании из-за более длинных маршрутов. В результате они получают не только дополнительный доход, но и дополнительную прибыль.
Наблюдатели отметили, что эти более высокие цены — которые выходят за рамки дополнительных цен на топливо, например — могут быть оправданы указанием на то, что судоходство становится все более рискованным, и поэтому потребители должны платить более высокие цены, когда компании берут на себя больший риск.
С начала атак хуситы повредили не менее 30 судов. По крайней мере два грузовых судна — одно британское и одно греческое — были потоплены. Сам Иран также атаковал суда. В апреле Корпус стражей исламской революции (КСИР) захватил, как он утверждал, «связанное с Израилем» судно около Ормузского пролива, а в ноябре, по данным США, Иран атаковал израильское судно с помощью беспилотников в Индийском океане. Что касается хуситов, то они угрожали, а в некоторых случаях и фактически атаковали американские и британские корабли, что побудило две страны нанести ответные удары по целям хуситов в Йемене.