Новости

Травма от 7 октября ассоциируется у израильтян с еврейским днем траура 2000-летней давности

12 августа, 19:00 Тиша бе-Ав
Поделиться

Как и тысячи израильтян, Адам Хаджадж все еще чувствует боль от нападения ХАМАСа 7 октября, когда террористы похитили его двоюродного брата Рому Браславски с музыкального фестиваля “Supernova” в Реиме, пишет журналист “The Times of Israel” Канаан Лидор.

10 августа Хаджадж рассказал тысячам людей о боли своей семьи на еженедельном митинге в поддержку заложников в Тель-Авиве. Но он начал свою речь с обращения к событиям почти 2000-летней давности, с разрушения Второго храма в Иерусалиме в день Тиша бе-Ав по еврейскому календарю, еврейский день поста и траура, который в этом году начинается вечером 12 августа. Для многих масштабы трагедии 7 октября и вызванные ею опасения по поводу жизнеспособности еврейского государства вызывают в памяти Тиша бе-Ав и придают ему новое значение как предостережению против раскола и беспричинной ненависти среди евреев.

Связь между Тиша бе-Ав и 7 октября становится главной темой дня траура в этом году. Ожидается, что тысячи синагог всех конфессий включат тексты, посвященные 7 октября, в свои церемонии Тиша бе-Ав, что заставляет некоторых предсказывать возможную канонизацию этих событий в еврейской литургии наряду с другими катастрофами.

“Я хочу поговорить с вами о разрушении Второго Храма”, – заявил Хаджадж аудитории 10 августа. С 7 октября чтение библейской книги “Плача” Иермияу, известной на иврите как “Эйха”, “кажется гораздо более родным и актуальным”, заметил Хаджадж. Эта книга, которую читают в синагогах на Тиша бе-Ав, рассказывает о разрушении Первого Храма вавилонянами. И этот день, и разрушение Второго Храма Римом столетия спустя, в 70 году н.э., отмечаются в Тиша бе-Ав наряду с другими древними бедствиями. “Единство, взаимопомощь, мужество — или еще одно разрушение в результате насилия и ненависти”, – отметил Хаджадж, описывая выбор, стоящий перед израильтянами в этот Тиша бе-Ав.

Израильтяне разделяют настроения, которые Хаджадж описал как то, что их общество все еще не оправилось от нападения 7 октября, в ходе которого ХАМАС убил около 1200 человек и похитил 251 человека, более 100 из которых, как полагают, все еще удерживаются в Газе. Тысячи израильских военнослужащих находятся в Секторе Газа, пытаясь найти заложников и ликвидировать ХАМАС, в то время как еще тысячи готовятся на других фронтах к эскалации боевых действий с Ираном и “Хезболлой”.

“Молитва, религиозные церемонии и литургия стали одними из основных способов справиться с 7 октября”, – заявила раввин Даля Маркс, преподаватель еврейских исследований в колледже Еврейского союза в Иерусалиме. “Сотни молитв, обрядов и религиозных текстов разных конфессий были написаны к 7 октября, и мы видим это также на Тиша бе-Ав в форме кинот”, – рассказала она, используя ивритское слово, обозначающее “причитания”.

По словам раввина Дэвида Става, возглавляющего раввинскую организацию “Цохар”, только в ортодоксальных общинах к 7 октября были написаны десятки кинот для Тиша бе-Ав. Для Става Тиша бе-Ав вспоминает 7 октября не из-за числа погибших, а потому, что наша идентичность теперь снова связана с болью, потерей и трагедией, что делает Тиша бе-Ав символом более глубокого смысла, молитвы и предназначения, позволяющего как скорбеть, так и вдохновлять на перемены”, – заявил он. Это одна из причин, по которой 7 октября “войдет в канон иудаизма”, – заметил Став “The Times of Israel”, добавив, что в этом году в тысячах ортодоксальных религиозно-сионистских синагог на Тиша бе-Ав прочтут кинот со ссылкой на нападение или напишут о нем. Новые кинот призваны дополнить те, что представлены в библейской книге “Эйха”. В дополнение к тексту этой книги многие еврейские общины также читают кинот о более близких трагедиях, таких как массовые убийства, совершенные во время Первого крестового похода, описанные в “Если бы голова моя была водой”, кине поэта 11 века Калонимуса бен Иегуды, которую читают на Тиша бе-Ав в ашкеназских синагогах.

Канонизация кину, сложна и многофакторна, рассказала Маркс. Кина о Холокосте, самой смертоносной катастрофе в еврейской истории, не была канонизирована, отметила она, из-за возражений сторонников перемен в мире харедим. “Для канонизации кины требуется сочетание факторов. Пока рано говорить, произойдет ли это с 7 октября”, – заметила она. Однако прямо сейчас в еврейском мире существует “бесспорное общественное мнение, которое рассматривает Тиша бе-Ав через призму 7 октября”, – заявила Маркс.

В знак признания этого чувства “Цохар” опубликовал 24-страничный буклет, в котором содержаться “Кинот” связанные с 7 октября. Эти тексты призваны дополнить чтения канонического текста кинот в синагоге в этом году, которые в основном посвящены периоду между крестовыми походами и испанской инквизицией. Другие организации аналогичным образом подготовили дополнительные материалы для этого Тиша бе-Ав.

Президент Всемирного движения мизрахи Йосеф Цви Римон опубликовал “Кину на события “Железных мечей””, кодовое название для продолжающейся войны с ХАМАСом. Ортодоксальный союз в Соединенных Штатах также опубликовал “Плач Тиша бе-Ав по случаю 7 октября”, в котором оплакиваются не только массовые убийства, но и растущий антисемитизм, вызванный ими (“Непреходящая ненависть к вечному народу продолжает расти, поскольку наши враги замышляют уничтожить и стереть любой след Израиля”, – отмечается в тексте).

Один из кинот в буклете “Цохара” называется “Плач Беэри”. Оригинальное стихотворение музыканта Ягеля Харуша заканчивается строкой: “Давайте напоим Беэри из источника наших слез”. Еще одно произведение – песня 11 века “Сион, ты не спрашиваешь” раввина Иегуды Халеви из Испании. “Мы не можем читать это стихотворение с его богатыми изображениями ландшафта Израиля, не думая о тех районах нашей прекрасной земли, жители которых были эвакуированы”, – говорится в буклете.

Тамар Бяла, писательница и лектор по еврейским исследованиям, также сослалась на неизбежность размышлений о 7 октября во время Тиша бе-Ав, в качестве мотивации для того, чтобы отметить массовое убийство в рамках еврейской даты. “Я не могла представить, что, сидя в синагоге, не отмечаю религиозным языком боль и скорбь по поводу ужасного события и его продолжающихся последствий”, – написала она в своем блоге на сайте “The Times of Israel”. Бяла попросила выживших после резни в двух кибуцах, Лиору Аялон из Кфар-Азы и Нурит Хиршфельд-Скупински из Нахаль-Оз, написать собственные кины для Тиша бе-Ав. Обе кины подверглись политической критике: Хиршфельд-Скупински отметила, что солдаты ЦАХАЛа, которые предупредили свое начальство о подготовке ХАМАСа к нападению, были проигнорированы, в то время как Аялон в своей кине раскритиковала лидеров, которые “ставят свои желания превыше всего”.

Жестокость 7 октября, в которой многие израильтяне обвиняют правительство, а многие другие – антиправительственные протесты, может осложнить его канонизацию, заметил Элазар Струм, ведущий программ о еврейских традициях на еврейском новостном онлайн – канале TOV. “Тиша бе-Ав, безусловно, находит большой отклик в сердцах израильтян после 7 октября, но сейчас все слишком сыро, слишком много изменений, чтобы понять, как”, – заметил он. Нападение и его последствия положили конец ощущению, что еврейский мир “вступил в своего рода золотую эру”, – заявил Став. До 7 октября было “трудно по-настоящему относиться к прошлым трагедиям каким-либо ощутимым и эмоциональным образом”. Всего за несколько часов “7 октября изменило всю эту концепцию”, – заметил он.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции