Новости

Байден заявил, что Израиль может продолжить преследовать лидеров ХАМАСа после войны, которая «должна закончиться сейчас»

12 июля, 17:00 Джо Байден
Поделиться

На долгожданной пресс-конференции после окончания саммита НАТО в Вашингтоне 11 июля президент США Джо Байден, похоже, предположил, что прекращение войны в секторе Газа не будет означать, что Израилю придется прекратить преследование руководства ХАМАСа, пишет журналист «The Times of Israel» Джейкоб Магид.

81-летний президент, который находится под пристальным вниманием из-за опасений по поводу его шансов на переизбрание после его слабых результатов на дебатах в прошлом месяце, призвал Израиль положить конец боевым действиям в Газе и сообщил, что его план по послевоенному управлению палестинским анклавом проложит путь к решению проблемы создания палестинского государства. «Пришло время положить конец этой войне», — заявил Байден, обращаясь к Израилю. «Это не означает, что нужно отказаться от преследования лидера ХАМАСа Яхьи Синвара и ХАМАСа».

Хотя американские чиновники в мае в частном порядке заявили «The Times of Israel», что администрация по-прежнему будет поддерживать борьбу Израиля с лидерами ХАМАСа после окончания войны, похоже, это было самое большее, на что Вашингтон решался в своих публичных заявлениях.

Пресс-конференция президента началась с того, как Байден перепутал имена вице-президента Камалы Харрис и его оппонента, бывшего президента Дональда Трампа, в ответ на вопрос о его доверии к Харрис. «Я бы не выбрал вице-президента Трампа на пост вице-президента, если бы она не была квалифицирована для того, чтобы стать президентом», — заметил он. Эта ошибка последовала за предыдущей ошибкой президента, который по ошибке назвал президента Украины Владимира Зеленского «президентом Путиным». «И теперь я хочу передать это президенту Украины, у которого столько же мужества, сколько и решимости, дамы и господа, президент Путин», — заявил Байден, имея в виду Зеленского, прежде чем исправиться. «Собираюсь победить президента Путина, президента Зеленского. Я так сосредоточен на том, чтобы победить Путина», — быстро поправился Байден, услышав вздохи.

Несмотря на неудачное начало пресс-конференции, ответы Байдена становились более уверенными по мере того, как он отвечал на вопросы журналистов. Говоря о войне между Израилем и ХАМАСом, которая идет уже десятый месяц, Байден отметил, что, хотя обе стороны согласовали «рамки» соглашения о прекращении огня и освобождении заложников, которое он изложил в мае, им еще предстоит достичь соглашения. Однако он настаивал на том, что прогресс в устранении разрывов достигнут. Байден не уточнил, когда Израиль и ХАМАС договорились о прекращении огня, и неясно, насколько значительным было это событие, учитывая, что израильский чиновник 10 июля сообщил «The Times of Israel», что сторонам нужно еще две-три недели до достижения соглашения и есть серьезные пробелы, которые необходимо устранить.

Израильские переговорные группы на прошлой неделе путешествовали между Израилем, Дохой и Каиром, чтобы встретиться с посредниками из США, Египта и Катара. Страны-участницы переговоров выразили осторожный оптимизм по поводу направления, в котором движутся переговоры, хотя ХАМАС в своем заявлении от 11 июля отметил, что посредники еще не предоставили группировке никаких обновлений. Вот уже несколько месяцев США «работают над обеспечением прекращения огня в Газе, чтобы вернуть заложников домой, чтобы создать путь к миру и стабильности на Ближнем Востоке», заявил Байден на пресс-конференции, подчеркнув, что он стремится положить конец войне, которая началась с кровавого теракта ХАМАСа 7 октября на юге Израиля. «Шесть недель назад я изложил подробный план… который был одобрен Советом Безопасности ООН и «Большой семеркой. Эти рамки сейчас согласованы как с Израилем, так и с ХАМАСом», — рассказал он. «Поэтому я отправил свою команду в этот регион, чтобы выяснить детали». «Это трудные и комплексные вопросы», — заявил Байден о разногласиях, которые сохраняются между Израилем и ХАМАСом. «Еще есть пробелы, которые нужно закрыть, но мы добиваемся прогресса. Тенденция положительная. И я полон решимости заключить это соглашение и положить конец этой войне, которая должна закончиться сейчас».

Президент признал, что временами его разочаровывало то, как израильское правительство ведет войну. Он вспомнил свой визит в Израиль через несколько дней после «резни, учиненной ХАМАСом» 7 октября — поездки, в ходе которой он убедил премьер-министра Биньямина Нетаньяху разрешить поступление помощи в секторе Газа после введения блокады сектора в начале войны. «Я встретился с большинством арабских лидеров, чтобы попытаться достичь консенсуса относительно того, что необходимо сделать, чтобы доставить больше помощи, продовольствия и медикаментов в сектор Газа», — сказал Байден. «Мы действительно прилагали все усилия для доставки помощи. Израиль иногда не проявлял готовности к сотрудничеству». «Я хорошо знаю Израиль и поддерживаю Израиль, но его военный кабинет — один из самых консервативных военных кабинетов в истории Израиля», — продолжил он, очевидно, путая более широкий кабинет Нетаньяху с ныне несуществующей небольшой группой министров, в которую входили умеренные министры Бени Ганц и Гади Айзенкот, которые покинули чрезвычайное правительство в прошлом месяце.

«Оглядываясь назад, я хотел бы убедить израильтян сделать много вещей», — заметил он. Повторяя то, что он сказал военному кабинету во время визита в Израиль вскоре после 7 октября, Байден рассказал, что предупредил лидеров Израиля «не повторять ту же ошибку, которую Америка совершила после бен Ладена». «Не надо ничего оккупировать. Преследуйте людей, которые выполнили эту работу… Не думайте, что вам следует делать это, удваивая усилия. Мы поможем вам найти плохих парней — Синвара и компанию», — сказал он.

Ссылаясь на еще одну область разногласий, которая возникла с Израилем в последние недели, и в частности с Нетаньяху, Байден защищал свое решение приостановить поставку 900-килограммовых бомб. «Я знаю всю эту критику о том, что я не предоставляю им необходимое оружие. Я не предоставляю 2000-фунтовые бомбы. Их нельзя использовать в Газе или любом населенном пункте, не причинив при этом больших человеческих трагедий и ущерба», — заметил он, указав, что у него нет планов снимать блокировку, которую он наложил на груз. Тем не менее он заявил, что США продолжают помогать Израилю в сфере безопасности другими способами, особо указав на иранскую ракетную атаку и атаку беспилотников, которую он вместе с европейскими и арабскими союзниками помог предотвратить в апреле. «Я смог объединить арабские страны, а также Европу, и ничего не произошло. Это стало невероятным уроком того, что происходит на Ближнем Востоке», — подчеркнул он.

Говоря о своем видении единства на Ближнем Востоке, Байден заявил на пресс-конференции, что его план по послевоенному управлению сектором Газа, положит начало процессу, ведущему к решению проблемы двух государств, при этом арабские страны помогут обеспечить безопасность сектора в переходный период, что позволит избежать возможности оккупации Израилем анклава после окончания войны. «Не существует окончательного ответа, кроме решения о двух государствах», — заметил он. «Что можно было сделать с точки зрения плана, который я составил, так это то, что будет процесс решения проблемы двух государств. И мы добьемся того, чтобы арабские страны — от Египта до Саудовской Аравии — были в состоянии сотрудничать в переходный период, чтобы мы могли сохранить мир в Газе без присутствия израильских войск в Газе», — заявил Байден.

Контроль ХАМАСа над сектором Газа непопулярен, рассказал Байден, заявив, что — несмотря на недавние опросы общественного мнения, предполагающие обратное — поддержка террористической группировки среди палестинцев в Газе и на Западном Берегу снижается. «Если вы заметили, на Западном Берегу растет недовольство ХАМАСом со стороны палестинцев. ХАМАС сейчас не популярен», — заявил он. Опрос, опубликованный в прошлом месяце Палестинским центром политических и исследовательских исследований (PCPSR), показал, что общая поддержка ХАМАСа на Западном берегу и в секторе Газа составила 40%, что на 6% больше, чем в предыдущем опросе, проведенном три месяца назад. До войны общая поддержка ХАМАСа составляла 22%. На Западном Берегу 41% жителей заявили, что поддерживают ХАМАС (по сравнению с 35% три месяца назад), а 17% поддерживают партию ФАТХ президента Палестинской автономии Махмуда Аббаса (по сравнению с 12% три месяца назад). В секторе Газа поддержка ХАМАСа сегодня составляет 38% (34% три месяца назад), а поддержка ФАТХа – 24% (25% три месяца назад).

Байден также ошибочно заявил, что его собственные результаты опросов в Израиле лучше, чем в США. «Посмотрите на цифры в Израиле. В Израиле мои показатели лучше, чем здесь. Опять же, они здесь лучше, чем у многих других людей здесь», — подчеркнул Байден. Опрос, опубликованный на прошлой неделе «Channel 12», показал, что 48 процентов израильтян предпочитают, чтобы следующим президентом США стал Дональд Трамп, по сравнению с 27%, которые предпочли бы Байдена. Опрос зарегистрированных американских избирателей «Washington Post», опубликованный 11 июля, показал, что Байдена и Трампа поддерживают по 46% избирателей.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции