Раскол по поводу антисемитизма во Франции ослабляет единство против ультраправых
Глубокие разногласия во Франции по поводу антисемитизма и войны в Газе привели к тому, что противники Марин Ле Пен разошлись во мнениях относительно того, стоит ли объединяться, чтобы помешать ее партии получить большинство мест в последнем туре парламентских выборов, пишет журналист «Wall Street Journal» Мэтью Далтон.
Разногласия стали очевидны уже на следующее утро после победы Ле Пен в первом туре: лидеры партии президента Эммануэля Макрона обвинили некоторых ультралевых кандидатов в антисемитизме и отказались их поддержать. Убедить кандидатов, занявших третье место, отойти в сторону и оказать поддержку, является решающим шагом на этой неделе, если оппоненты Ле Пен хотят помешать ее партии получить контроль над 577-местным Национальным собранием после второго тура выборов 7 июля. Такой результат вынудит Макрона выбрать премьер-министра из ее рядов.
Нападение ХАМАСа на Израиль 7 октября и война в секторе Газа сделали антисемитизм и критику Израиля ключевыми вопросами на выборах. Ультралевая партия «Непокоренная Франция» резко раскритиковала Израиль, вызвав обвинения со стороны правительства Макрона в том, что ее риторика способствует резкому росту антисемитских инцидентов во Франции. Ле Пен и другие лидеры «Национального объединения» присоединились к нападкам на ультралевых и защитили Израиль, а партия воспользовалась моментом, чтобы настоять на отказе от своей истории антисемитизма, которая долгое время делала ее токсичной во французской политике.
Франция является домом для крупнейшей еврейской общины Европы и одного из крупнейших мусульманских меньшинств. Этот шаг, похоже, принес дивиденды 30 июня, помогая «Национальному объединению» получить один из лучших результатов выборов во французской политике за последние 20 лет. Явка была высокой, и партия набрала более 9,3 миллиона голосов – больше, чем любая другая партия в первом туре выборов в законодательные органы Франции с 2007 года, когда правоцентристская партия Франции набрала более 10 миллионов. «Национальное объединение» и его союзники набрали 33% голосов по сравнению с долей партии в 19% в первом туре всего два года назад. Однако на предыдущих выборах политическим амбициям Ле Пен помешала двухтуровая система голосования во Франции, которая побуждает избирателей объединяться вокруг основных кандидатов, а не вокруг тех, кто находится на окраинах политического спектра.
Поскольку обвинения в антисемитизме сейчас поднимаются в отношении ультралевых кандидатов и исчезают в отношении Ле Пен, избирателям трудно решить, какая сторона является более радикальной. Лидер «Непокоренной Франции» Жан-Люк Меланшон, заявил, что кандидаты от левого альянса в округах, где они заняли третье место, должны отказаться от участия, создавая в таких случаях очное противостояние между «Национальным объединением» и партией Макрона. «Наша позиция проста и ясна: ни одного голоса, ни одного места больше для «Национального объединения»», — заявил Меланшон на митинге вечером 30 июня.
Лидеры партии Макрона не были готовы сделать то же самое. Они заявили, что некоторые члены «Непокоренной Франции» перешли «красную линию» своими комментариями об Израиле с 7 октября. «Сегодня я не буду поддерживать эту экстремистскую маргинальную «Непокоренную Францию»», — заявила утром 1 июля депутат от партии Макрона Яэль Браун-Пиве, которая до недавнего времени была президентом Национальной ассамблеи.
Меланшон произнес свою речь, стоя рядом с Римой Хасан, скандальной фигурой «Непокоренной Франции», которая находится под следствием за высказывания после 7 октября, которые оправдывают терроризм, что является преступлением во Франции. Хасан, избранная в Европарламент страны в мае, ответила «правда», когда ее спросили, законны ли действия ХАМАСа. «Это была провокация», — заметила Браун-Пиве, отвечая на вопрос о появлении Хасан на вчерашнем митинге.
Результаты первого тура показывают, что Франция дрейфует в сторону националистических и антииммигрантских настроений, которые охватили Запад в последние годы, включая Брексит, победу Дональда Трампа в 2016 году и победу на выборах премьер-министра Италии Джорджии Мелони. Что сдерживает «Национальное объединение», так это историческое клеймо, которое многие французские избиратели до сих пор связывают с партией. Партию основали отец Ле Пен Жан-Мари, назвавший нацистские газовые камеры «незначительной деталью» истории Второй мировой войны, и Пьер Буске, бывший член французской дивизии Ваффен-СС. Марин Ле Пен провела годы, дистанцируя партию от ее основателей. В последнее время ее лидеры стали одними из самых ярых защитников Израиля во французской политике. Многие французские евреи говорят, что они без колебаний проголосовали бы за ее партию, если бы альтернативой был кандидат от левого альянса. Это мнение помогло снять стигму вокруг ее партии.
Тем временем общественность заняла более жесткую позицию в отношении иммиграции. «Национальное объединение» выступает за ограничение прав иностранцев, проживающих на законных основаниях во Франции, и ужесточение доступа к гражданству, социальному обеспечению и жилью. Оно также стремится переписать некоторые части французской конституции, отменив право на гражданство для детей иностранцев, родившихся во Франции. Партия хочет запретить женщинам носить мусульманские платки в любых общественных местах, включая тротуары Парижа, хотя президент Национального объединения Жордан Барделла недавно заявил, что эта позиция не будет приоритетной.