Пропавшие на 80 лет работы художника, жертвы Холокоста, возвращаются в Париж
Сотрудник порта Сан-Франциско (США) Джермейн Джозеф наткнулся на некие произведения искусства прямо во время прогулки по набережной в мае 2022 года, сообщает RFI.
В общей сложности 48 рисунков, гравюр и живописных работ были разложены на скамейке, некоторые из них придавлены камнями, чтобы не унесло ветром.
Вместе с коллегами он собрал эти произведения искусства и отвез их в портовый офис. Сотрудники порта хотели узнать, откуда все это взялось. Но никаких зацепок не было. Местная полиция заявила: у них нет сообщений об украденных или пропавших произведениях искусства. Также не оказалось записей видеонаблюдения.
Тогда портовые работники решили внимательно рассмотреть картины и детали, общие для большинства из них: это оказались даты между 1920-м и 1941 годами и подпись «Лошаков».
Забытый художник
Ари (Аркадий) Лошаков родился в 1892 году в еврейской семье в городе Оргеев (Орхей) в Бессарабии (тогда входившей в состав Российской империи, сегодня — территория Молдовы, — ред.). Он служил офицером в годы Первой мировой войны, а в 1920 году уехал в Париж, чтобы заняться искусством.
Лошаков выставлялся на некоторых престижных художественных выставках в Париже, подрабатывая при этом неполный рабочий день в фотостудии, чтобы выжить.
Когда разразилась Вторая мировая война и нацистские войска оккупировали Париж, Лошаков вынужден был скрываться. Он умер от голода и болезней в октябре 1941 года.
С тех пор о нем почти не упоминали, за редким исключением.
Парижский писатель Херш Фенстер написал о Лошакове в своей книге 1951 года «Наши замученные художники». Опубликованная на идише с предисловием Марка Шагала, она рассказывала истории евреев — последователей Парижской школы (термин для обозначения группы художников, включавшей в том числе Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Жоана Миро и других, приехавших в Париж в начале 20 века).
Работы художника рассказывают о жизни человека, спасающегося от преследований
Арт-дилер Надин Нишавер, занимающаяся «забытыми еврейскими художниками» Парижской школы, унаследовала архивы Фенстера. С Лошаковым она была связана через бабушку и дедушку, которые в свое время купили его работу 1923 года непосредственно у самого художника.
До неожиданного открытия в Сан-Франциско это была одна из немногих картин, четко атрибуированных как написанные именно этим художником.
На ней изображен друг художника Довид Кнут, еврейский поэт и деятель Сопротивления. Работа была приобретена парижским Музеем еврейского искусства и истории в 2020 году за 23 400 евро.
Несмотря на ценность для истории искусства, информация о Лошакове, которого при жизни называли «одиночкой», а сегодня зовут «малоизвестным художником», остается скудной.
«У него не было жены, детей и семьи, — рассказывает куратор парижского музея Паскаль Самуэль газете San Francisco Standard, которая первой сообщила об этой истории. — И мы не знаем, что случилось со студией Лошакова после его смерти».
Неизвестный провенанс
Сотрудники порта в Сан-Франциско связались с экспертами, в том числе с Самуэль и Нишавер, чтобы узнать больше о творчестве Лошакова.
Фотографии его работ, хранящиеся в Доме-музее борцов гетто на севере Израиля, помогли подтвердить подлинность недавно обнаруженных произведений художника.
Ни Нишавер, ни Самуэль не могут понять, как работы Лошакова оказались в Калифорнии спустя восемь десятилетий после его смерти.
Провенанс найденной в парке коллекции пока неизвестен.
San Francisco Standard предположила, что некий друг Лошакова мог привезти его работы в Соединенные Штаты или что коллекцию унаследовал американский потомок нацистских оккупантов Парижа.
Сэмюэль отмечает, что это одна из величайших загадок в ее карьере.
В январе 2024 года городской совет Сан-Франциско принял постановление о передаче находок в Музей еврейского искусства и истории — крупнейший во Франции музей еврейской культуры.
Прежде чем вернуть работы художника в Париж, порт планирует выставить их, но пока не объявил, когда и где.