В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие»
5 марта 2024 года в Еврейском музее и центре толерантности открылся главный выставочный проект весны «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие», который прослеживает развитие еврейского авангарда как нового и уникального явления в искусстве XX века и демонстрирует его эволюцию в России — от актуализации еврейского народного искусства, адаптации его манеры и стилизации мотивов до авангардной стадии, выраженной в беспредметной абстрактной форме.
Выставка посвящена одному из наиболее ярких периодов в культуре российских евреев, которые после отмены черты оседлости устремились в Москву и Петроград, где сыграли важнейшую роль в формировании и развитии советского авангарда. В то же время, благодаря обретенной свободе творчества, в еврейской культуре произошел небывалый национальный подъем, и ведущие еврейские художники, такие как Марк Шагал, Натан Альтман, Иосиф Чайков, Эль Лисицкий, Давид Штеренберг и другие, начали адаптировать формальные открытия модернизма к своим опытам по созданию «нового еврейского искусства». На выставке представлено более 100 их живописных и графических работ из частных коллекций и крупнейших российских музеев, среди которых Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея, Музей истории евреев в России, Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина, Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Нижнетагильский государственный музей изобразительных искусств.
Александр Борода, генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности, раввин:
«Импульсом к созданию выставки для нас послужила идея о том, что само явление авангарда оказалось созвучно еврейскому мировоззрению, в котором территориальная разобщенность компенсировалась единством многовекового опыта, истории, языка и особой системы интеллектуального осмысления жизни. Происходивший при этом перелом в стране и радикальные изменения во всех сферах выявили актуальность и современность еврейского взгляда в искусстве. Одна из целей выставки – рассказать, откуда пришли те идеи, которые воплотились в выдающихся произведениях художников и заложили фундамент для развития мирового искусства на протяжении всего 20 века. На первое место в экспозиции мы вывели разнообразный эстетический и визуальный мир эпохи во всей широте авторских стилей и сложных форм – на границе между классическим и абстрактным искусством. Надеемся, такой взгляд на наследие русского авангарда найдет отклик у посетителей выставки».
Кристина Краснянская, исполнительный директор Еврейского музея и центра толерантности:
«Сегодня, как и 100 лет назад, опыты авангарда невероятно интересны зрителям и художникам. Выставка «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие» раскрывает тему русского авангарда как мозаики, которая вобрала в себя несколько культурных кодов, связанных с разными этносами и традициями. В рамках выставки мы делаем фокус на художниках, которые реализовывали себя через восприятие и переосмысление национального искусства с помощью нового живописного языка — языка авангарда. (перечислить художников) соединяли радикальные формальные эксперименты с идеей национального искусства, оставаясь частью общего глобального направления в искусстве ХХ века. Выставка прослеживает, как на протяжении двух десятилетий происходила эволюция от актуализации национального искусства до ухода в радикальную форму-абстракцию. В залах музея представлена реконструкция выставки «Культур-Лига» 1922 года, на которой экспонировались произведения Натана Альтмана, Марка Шагала и Давида Штеренберга, и которую кураторы считают высшей точкой развития авангардных тенденций в творчестве и в еврейском художественном движении в целом. Отдельной главой выставки стал национальный театр, как площадка для творческого эксперимента».
Мария Гадас, главный куратор Еврейского музея и центра толерантности:
«В фокусе нашей выставки — явление, которое получило название «еврейский авангард», и авторы, которые в разные периоды были связаны с художественным объединением «Культур-Лига». Мы не отбирали художников-авангардистов исключительно по еврейскому происхождению, и, конечно, их гораздо больше, чем представлено в экспозиции. Но здесь выставлены работы тех авторов, которые были озабочены сохранением особенного мира, который, как им казалось, потихоньку угасал.
Для нас эта выставка очень важна, потому что она предлагает точку зрения, для многих людей неожиданную. Мы говорим о художниках, чьи работы, имевшие «парижский привкус», отсылали при этом к еврейской идентичности и демонстрировали попытку переложить ее на некий универсальный язык. Это была потрясающая инициатива, которую современники через короткий промежуток времени охарактеризовали как «Еврейское Возрождение». Оно заключается в попытке сохранить культуру, сохранить то, что ей сопутствовало. Художники, работы которых представлены в экспозиции, «пересказали» этот особенный мир для европейского искусства. Мы рады показать, чему был равен этот мир. Они визуализировали в чудесном изводе эту историю для нас».
Светлана Амосова, директор Исследовательского центра Еврейского музея и центра толерантности:
«Важная особенность выставки заключается не только в ее обращении к еврейскому авангарду как к уникальному явлению в искусстве, но и в демонстрации его истоков. В экспозиции представлены предметы традиционного еврейского искусства конца XIX — начала XX века: украшения арон-кодеша (шкафа, где хранятся свитки торы), амулеты, лубочные картинки и многое другое. Подобные произведения народного искусства с детства окружали таких художников как Марк Шагал, Натан Альтман, Давид Штеренберг, родившихся и выросших в еврейских местечках. Несмотря на то, что позднее они получили европейское художественное образование, основой их живописного языка оставалось в том числе и еврейское народное искусство».
Кураторская группа: Кристина Краснянская, Мария Гадас, Светлана Амосова
Даты работы выставки: 6 марта — 9 июня 2024