Берлинский кинофестиваль готовится к протестам из-за войны Израиля и ХАМАСа
Берлинский международный кинофестиваль, который стартует 15 февраля, уже готовится к протестам и дебатам вокруг продолжающейся войны на Ближнем Востоке, протестам такого рода, которые потрясли кинофестивали по всему миру в течение нескольких месяцев после нападений ХАМАСа на Израиль 7 октября и вторжения Израиля в Газу, пишет журналист «Hollywood Reporter» Скотт Роксборо.
В январе на фестивале «Сандэнс» несколько сотен пропалестинских протестующих, в том числе актеры Мелисса Баррера и Индия Мур, перекрыли движение на Мейн-стрит в Парк-Сити. В ноябре Международный фестиваль документального кино в Амстердаме (IDFA) оказался зажатым между демонстрантами с обеих сторон конфликта: несколько режиссеров сняли свои фильмы в знак протеста против заявлений IDFA, касающихся войны.
Берлин, крупнейший в мире публичный кинофестиваль — и по некоторым меркам самый политический из крупных фестивалей — станет центром внимания подобных демонстраций и дебатов.
Но Берлин другой. В противостоянии по поводу событий в Газе вряд ли будут участвовать только активисты и кинематографисты. Правительство Германии, главный финансовый спонсор Берлинале, а также культурная и политическая элита страны также могут быть втянуты в эту борьбу.
Берлин другой, потому что Германия другая. В стране, которая осуществила Холокост, дебаты с участием Израиля проходят иначе, чем в Амстердаме или Парк-Сити.
История Германии является буквально фоном Берлинале. Менее чем в миле от красной дорожки фестиваля на площади Марлен Дитрих Плац — площади, названной в честь немецкой кинозвезды, сбежавшей от Гитлера в Голливуд, — стоит мемориал Холокоста. Мемориал представляет собой напоминание в виде бетонных плит, напоминающих рухнувшие надгробия, о миллионах евреев, убитых в Европе нацистами. Эта история – политический и социальный ответ Германии на Шоа, иногда называемый «Erinnerungskultur», или культурой памяти – всегда будет в центре любой дискуссии в Берлине по Израилю и Палестине.
«Берлинале в прошлом был очень политически активным — мы видели сильную поддержку Украины на фестивале в прошлом году, а после «арабской весны» на фестивале быстро был создан специальный раздел, посвященный событиям из региона», — заявил кинообозреватель и журналист немецкой общественной телекомпании «Deutschlandfunk», рассказывающий о культуре, Кристиан Берндт. «Но для немецкого культурного учреждения, такого как Берлинале, особенно сложно вести дебаты о войне в Газе».
В преддверии фестиваля содиректора Берлинале Мариетт Риссенбек и Карло Шатриан попытались найти баланс, заявив, что их сочувствие «направлено на всех жертв гуманитарных кризисов на Ближнем Востоке и в других местах». Они выразили обеспокоенность ростом «антисемитизма, антимусульманского недовольства и разжигания ненависти» в Германии и во всем мире и заявили, что как культурное учреждение они «занимают твердую позицию против всех форм дискриминации и привержены межкультурному взаимопониманию».
Несколько фильмов из официального отбора Берлинале в этом году могут послужить отправной точкой для «мирного диалога» Риссенбек и Шатриана. «Другой земли нет», демонстрируемый в документальном разделе, о насилии израильских поселенцев на Западном Берегу, снятый палестино-израильским коллективом. Или «Страстная неделя» Андрея Кона в разделе «Форум», посвященная расизму и антисемитизму, а также коллективной жизни христиан и евреев в Румынии около 1900 года. Или «Сокровище», драма немецкого режиссера Юлии фон Хайнц, действие которой происходит в 1990-х годах, с Леной Данэм и Стивеном Фраем в главных ролях о влиянии Холокоста на поколения.
Но уже два режиссера, которые должны были приехать в Берлин, отказались от участия.
Айо Цалитаба, художник и режиссер из Торонто, родом из Ганы и Лесото, который использует местоимения они/их, отозвал свой фильм «Атмосферные прибытия», а индийско-американский режиссер Сунил Санзгири снял свой «Два отказа» («Узнаем ли мы себя несломленными?»). Премьера обоих фильмов должна была состояться в расширенном разделе экспериментального кино Берлинского форума. Цалитаба и Санзгири заявили о своей поддержке онлайн – петиции «Германская забастовка», стартовавшей в начале этого года и призывающей к бойкоту всех финансируемых государством культурных учреждений в Германии. (Берлинале ежегодно получает около 14 миллионов долларов финансирования от федерального министерства культуры и средств массовой информации Германии.) На своем сайте «Германская забастовка» призывает «международных работников культуры» воздерживаться от своей «работы и присутствия» в немецких культурных учреждениях, на кинофестивалях, панели и выставки, пока берлинское правительство не прекратит то, что организация называет «маккартистской политикой, подавляющей свободу выражения мнений, особенно выражения солидарности с Палестиной».
«Германская забастовка» была основана анонимной группой, которая на своем сайте описывает себя как «широкую коалицию художников, кинематографистов, писателей и деятелей культуры, базирующуюся в Берлине». «Германская забастовка» не ответила на электронные письма от THR с просьбой предоставить дополнительную информацию о группе.
«Я много думал о том, что значит быть деятелем культуры прямо сейчас и что значит быть политически сознательным человеком — каким я всегда был на протяжении всей своей жизни», — говорит Цалитаба. «Я просто не из тех, кто подвергает себя цензуре. Я также хотел быть уверенным, что буду в безопасности и не стану объектом преследований за свои взгляды. Очевидно, что существует стремление либо к молчанию, либо к соучастию. Мы наблюдаем это в Канаде и во всем мире: крупные культурные учреждения заставляют замолчать своих работников и пытаются уклониться от явных заявлений о том, что происходящее в секторе Газа ужасно».
Протесты «Германской забастовки» указывают на стойкую поддержку Израиля правительством Германии до и после начала войны в секторе Газа. В ходе визита к премьер-министру Израиля Биньямину Нетаньяху вскоре после терактов 7 октября канцлер Германии Олаф Шольц назвал безопасность Израиля «Staatsräson» («смыслом существования»). Еще в 2019 году парламент Германии, Бундестаг, принял необязательную резолюцию, осуждающую пропалестинское движение «Бойкот, изъятие инвестиций, санкции» (BDS), призывающее к бойкоту Израиля и израильских институтов, как «антисемитское» и призывающее государственные органы прекратить финансирование любых организаций, которые «активно поддерживают» BDS.
На государственном уровне берлинский сенатор по культуре Джо Чиало в начале этого года изменил законы о государственном финансировании, добавив «антидискриминационную» статью, которая специально подчеркивает антисемитизм и блокирует финансирование деятелей искусства, выражающих антисемитские, расистские или иным образом маргинализирующие взгляды. Однако Чиало быстро изменил курс, после того как многие деятели искусства предположили, что этот пункт в том виде, в котором он написан, представляет собой государственную цензуру и будет незаконным в соответствии с конституцией Берлина.
Но называть такие события «маккартистскими» или «неофашистскими», как это сделала «Германская забастовка», «просто возмутительно и неправильно», говорит Берндт. «В Германии нет государственной цензуры. Просто другая чувствительность. Такие вещи, как призывы к бойкоту Израиля, как это делает BDS, напоминают немцам об антиеврейских законах, существовавших при нацистах».
«Я считаю эти анонимные кампании такие как «Германская забастовка» откровенно формой шантажа, потому что нет ни человека, ни учреждения, с которым можно было бы дискутировать, поэтому никакой диалог невозможен», — утверждает Ларс Хенрик Гасс, директор Фестиваля короткометражных фильмов в Оберхаузене. «Похоже, некоторые кинематографисты желают быть свободными от противоположных взглядов на кинофестивалях», — добавляет он. «Но на фестивале такой гарантии нет. Это противоречит всей цели фестиваля, которая заключается в том, чтобы обеспечить форум для дискуссий и диссонанса. В противном случае мы могли бы просто провести фестиваль для израильских кинематографистов и еще один для палестинских кинематографистов».
Масла в огонь этих дебатов внутри Германии подливает рост популярности ультраправой партии АдГ, у которой, согласно опросам, около 20% поддержки среди национального электората. АдГ поддерживает антимигрантскую политику, а ее лидеры часто используют откровенно расистскую, антимусульманскую и антисемитскую риторику. Новость о том, что Берлинале пригласил двух избранных членов АдГ на церемонию открытия фестиваля (стандартный протокол для фестиваля, поддерживаемого государством), вызвала отдельный протест: более 200 профессионалов кино написали открытое письмо протеста. Но в прошлом партия также поддерживала правое правительство Израиля. В 2019 году она предложила еще более жесткую резолюцию против BDS, призывающую к полному запрету BDS в Германии.
«Поддерживать израильское правительство и быть открытым антисемитом, к сожалению, не является противоречием», — говорит содиректор Фестиваля еврейского кино в Берлине-Бранденбурге, крупнейшего еврейского кинофестиваля в Германии Леа Воль фон Хазельберг. Она осуждает поляризационные дебаты вокруг войны в немецких СМИ и культурных кругах, отмечая, что точки зрения, которые не вписываются в упрощенную произраильскую и пропалестинскую позицию, часто игнорируются.
«У нас тесные связи с израильскими кинематографистами, большинство из которых категорически против нынешнего израильского правительства», — отмечает она. «Однако такие контрастирующие или сложные взгляды привлекают мало внимания в местных средствах массовой информации».
Фон Хазельберг говорит, что вместо полемики о бойкотах и протестах, на международном фестивале, таком как Берлинале, внимание должно быть сосредоточено на самих фильмах.
«Большинство фильмов, большинство хороших фильмов, наполнены сложностью и контрастом», — говорит она. «Мы никогда не приняли бы на наш фестиваль фильм, который представляет дебаты по вопросу Израиля и Палестины в таких упрощенных, поляризующих терминах».
Директор «Treasure» фон Хайнц добавляет: «Берлинале должно стать местом, где мы можем собраться вместе и вести диалог. И это противоположность бойкоту».