Эксперт завил, что «Хезболла» построила обширную сеть туннелей, гораздо более сложную, чем у ХАМАСа
Две недели назад пресс-секретарь ЦАХАЛа рассказал об одном из самых больших туннелей для нападения в секторе Газа — четыре километра в длину, достаточно широкий, чтобы проехать на машине, и идущий от Джабалии, к северу от города Газа, до примерно 400 метров от КПП «Эрез», пишет журналистка «Zman Yisrael» Таль Шнайдер.
Хотя туннель не пересекал границу, он, предположительно, мог позволить террористам на мотоциклах и других транспортных средствах проехать под землей из района Джабалии и выйти недалеко от границы до того, как солдаты наблюдения ЦАХАЛа или патрули смогут их заблокировать. В ЦАХАЛе не уточнили, произошло ли это в тот момент, когда 7 октября 3000 террористов под руководством ХАМАСа ворвались в Израиль, убив 1200 человек и похитив 240. Обнаружение этого огромного туннеля возобновило дискуссию о подобных туннелях на границе с Ливаном и под ней, особенно на фоне продолжающихся там столкновений с поддерживаемой Ираном террористической армией «Хезболлы», принудительной эвакуации десятков тысяч израильтян с севера, а также неоднократные настойчивые заявлений израильского руководства о том, что «Хезболлу» необходимо оттеснить от границы и сдерживать.
Проект туннеля в Ливане был начат и разработан задолго до проекта в Газе. Имеющиеся разведданные указывают на обширную сеть туннелей на юге Ливана, глубокую и разветвленную. В Научно-образовательном центре «Альма», который занимается проблемами безопасности на северной границе Израиля, исследователи провели много лет, исследуя подземный мир Ливана. Директор исследовательского департамента «Альмы» Таль Беери, который десятилетиями служил в разведывательных подразделениях ЦАХАЛа, раскрыл эту подземную сеть с помощью материалов, основанных на значительном количестве разведывательных данных из открытых источников. Несколько лет назад Беери удалось найти в Интернете «карту полигонов», охватывающую то, что он назвал «Землей туннелей» на юге Ливана. «На карту неизвестными нанесены кружки, обозначающие 36 географических объектов, городов и деревень», — написал он в статье 2021 года. «По нашей оценке, они обозначают плацдармы «Хезболлы» как часть плана «защиты» от израильского вторжения в Ливан. Каждый местный перевалочный пункт («центр обороны») имеет сеть местных подземных туннелей. Между всеми этими центрами была построена инфраструктура региональных туннелей, связанных между собой».
По оценкам Беери, совокупная длина сети туннелей «Хезболлы» на юге Ливана составляет сотни километров. В интервью Беери вспоминал, что исследовательский документ о «Земле туннелей» «Хезболлы» был опубликован сразу после операции «Страж стен» 2021 года, в ходе которой ЦАХАЛ участвовал в борьбе с подземным «метро» ХАМАСа в секторе Газа, но операция не смогла достичь своей цели по разрушению туннелей в анклаве. В документе также была представлена карта с оценкой вероятного 45-километрового маршрута одного «террористического туннеля» на юге Ливана. «Многие люди были в недоумении, потому что мы полагались на открытые источники», — говорит Беери. «Но мы скомпилировали и собрали информацию из ряда источников и видеоролики о работе в туннелях, включая видеоролик 2007 года, в котором «номер два» «Хезболлы» Имад Мугние, убитый в феврале 2008 года, был замечен внутри атакуемого туннеля. Мы прикрепили оригинальную карту, которую нашли в Интернете, на которой кто-то отметил маршрут, и провели «обратное проектирование». Вот так мы составили то, что казалось маршрутом 45-километрового туннеля». Беери добавляет: «Мы нашли дополнительные материалы, в том числе снимки пикапов внутри туннеля с различными соединительными ответвлениями. Этот конкретный видеоролик мы изначально решили не публиковать, поскольку у нас не было окончательных доказательств того, что он был снят в туннеле в Ливане. Мы думали, что, возможно, кто-то намеренно пытался ввести нас в заблуждение. Тем не менее после нескольких проверок, которые мы провели, в том числе осмотра растительности, типов транспортных средств и маршрута, мы считаем весьма вероятным, что это происходит на территории Ливана».
– Публикация армией в ноябре информации о туннеле Джебалия-Эрез подчеркнула необходимость активизировать вашу работу? – Абсолютно, потому что мы видим работу, которую проделывает ХАМАС. И если это то, что происходит при рытье и строительстве туннелей в секторе Газа, то в Ливане это более сложно. Мы выделили несколько типов туннелей в Ливане: во-первых, то, что все называют атакующими туннелями, особенно большие и длинные туннели, ведущие из одного района в другой. В них могут въезжать автомобили и даже грузовики среднего размера. Наряду с ними имеются тактические туннели, которые ЦАХАЛ обнаружил и уничтожил в ходе операции «Северный щит» в январе 2019 года. Они предназначены только для передвижения людей.
Тактические туннели расположены недалеко от деревень, и они позволяют террористам вести бой из-под земли — вести огонь из туннельных шахт и уходить обратно, перевооружаться из оружейных складов внутри, отдыхать и снова выходить. По нашей оценке, возможно, существуют и «ближайшие туннели». Они похожи на туннели для атак, которые ЦАХАЛ разрушил в 2019 году, но не пересекают границу. Они дают возможность подойти практически к границе, а уже оттуда выйти и атаковать. Мы говорим о действиях, подобных действиям «Радвана» (спецназа «Хезболлы»- «Лехаим»), который планировал вторжение в Галилею.
Дополнительным видом туннелей являются туннели со взрывчаткой. Их выкапывают с единственной целью — заложить внутрь взрывчатку, чтобы она взорвалась при маневрах ЦАХАЛа на территории Ливана. – Роль Северной Кореи в проекте туннеля «Хезболлы» исследовалась до 2014 года. Что вам известно с тех пор? – Прокладка тоннелей в Ливане изначально велась при содействии Северной Кореи — еще в 1980-х и особенно ближе к концу 1990-х годов. Тому есть доказательства. У Северной Кореи есть исторический опыт в рытье туннелей в горных и скалистых районах. После второй Ливанской войны в 2006 году связь с Северной Кореей сохранилась, а также была получена помощь от Ирана. В конце концов, «Хезболла» получила от корейцев все, что ей было нужно. К 2014 году у них было 25 лет взаимодействия, в ходе которых «Хезболла» получила знания и технологии до такой степени, что смогла самостоятельно рыть и строить туннели. Впоследствии она создала гражданские компании, принадлежащие шиитам, которые якобы работали на гражданской инфраструктуре в районе Баальбека. Эти проекты курировала компания «Jihad Construction», которая якобы занималась сельскохозяйственными проектами и реконструкцией зданий в интересах шиитской общины, но на самом деле взяла на себя строительство туннелей.
В ходе работы были созданы дополнительные «гражданские» компании. Одна из них, Торгово-подрядная компания «Мустафа», даже взаимодействовала с Программой развития ООН в качестве подрядчика гражданского строительства. – Как высокоточные ракеты «Хезболлы», способные поразить любую точку Израиля, вписываются в картину строительства туннелей? С их точки зрения, это не сложно. Ракеты «Фатех-110» (баллистические ракеты класса «земля-земля») перевозятся на грузовиках. Подземная инфраструктура позволяет грузовику проехать к месту запуска ракеты. Теоретически на космодроме можно соорудить платформу или склон, ведущий вверх из тоннеля. Грузовик выезжает из туннеля, стреляет и снова уезжает. Когда пролетаешь над этим местом, можно увидеть только гору. Очень сложно найти место запуска. Они способны осуществлять быстрый и мобильный запуск ракет.