Как изменился Ближний Восток после перехвата Израилем ракеты хуситов?
Изменился ли регион 7 ноября – после перехвата ракеты, выпущенной йеменскими хуситами, израильской ракетой «Стрела»?
В этот день было объявлено, что система противоракетной обороны «Стрела» впервые сбила баллистическую ракету, выпущенную по Израилю иранскими сателлитами из Йемена, пишет журналист The Jerusalem Post Йона Джереми Боб.
Система «Стрела», разработанная компанией Israel Aerospace Industries совместно с оборонными ведомствами Израиля и США, «продемонстрировала, что Израиль обладает самой передовой технологией защиты от баллистических ракет на различных дальностях», заявил генеральный директор и президент IAI Боаз Леви.
Однако это было не впервые, когда «Стрела» что-то сбивала. В 2017 году она сбила сирийскую ракету класса «земля-воздух», которая промахнулась мимо израильского самолета и влетела в воздушное пространство Израиля.
Однако «отец “Стрелы”» и научный сотрудник Иерусалимского института безопасности и стратегии Узи Рубин отмечает, что баллистическая ракета из Йемена была гораздо более сложной целью и соответствовала качеству такой цели, для которой и производилась «Стрела».
Рубин, также связанный с Центром стратегических исследований Бегина-Садата (Бар-Иланский университет), заявил, что использование «Стрелы» в 2017 году было скорее нестандартным использованием, которое не доказывало, что она будет успешной против угрозы более высокого уровня, такой как баллистическая ракета.
«Стрела»: высший уровень израильской противоракетной обороны
«Железному куполу» уделено максимум внимания в средствах массовой информации в течение последнего десятилетия, потому что он является основным инструментом поражения большого количества низкокачественных ракет малой дальности, которыми владеет ХАМАС и которые время от времени использовала «Хезболла».
Но «Стрела» — это высший уровень противоракетного щита Израиля (на среднем уровне находится «Праща Давида», которая может сбивать все понемногу, в частности крылатые ракеты).
Итак, хорошая новость, по мнению Рубина, заключается в том, что теперь Израиль может продемонстрировать Ирану и всему региону, что у него есть полностью действующая система противоракетной обороны, предназначенная для баллистических ракет.
В 2022 году тогдашний глава Центрального командования Вооруженных сил США генерал Кеннет Маккензи заявил: у Ирана имеется более 3000 баллистических ракет, не считая растущего числа крылатых ракет.
Только часть из них может достигать Израиля. Но уже с 1990-х годов у Исламской Республики было оружие, способное достичь Израиля. И хотя Иерусалим надеялся, что его противоракетный щит в виде «Стрелы» выдержит, он никогда не подвергался полноценным испытаниям.
Безусловно, приобретение Германией системы «Стрела», историческое соглашение о котором было подписано в октябре 2023 года, придало компании уверенности в себе.
Но нет ничего лучше, нежели фактически снять угрозу высококачественной баллистической ракеты со всем реальным напряжением оперативной ситуации.
И Израилю удалось это сделать, несмотря на манипулирование угрозами на множестве других фронтов: на юге, на севере и на Западном берегу.
С этой точки зрения успех «Стрелы» является новым сигналом Тегерану о том, что ни он, ни его сателлиты не смогут легко нанести вред Израилю, даже с их самым совершенным оружием большой дальности.
Это укрепляет еврейское государство в тот критический момент, когда все еще остаются вопросы о том, сможет ли оно свергнуть ХАМАС, если придется конкурировать с другими региональными отвлекающими факторами.
Впрочем, Рубин говорит, что успех не окончателен.
Он отмечает, что ХАМАСу иногда удавалось подавлять «Железный купол» с помощью большого количества ракет и что Иран и его сателлиты могли бы, если решат пойти на решительный шаг, сделать то же самое в отношении противоракетного щита «Стрелы».
Разница в том, что каждая пролетевшая через щит ракета ХАМАСа наносит ограниченный ущерб. А баллистическая ракета дальнего действия могла бы быть гораздо более точной в плане поражения и нанести гораздо больший ущерб.
Рубин заявляет: тот факт, что иранские сателлиты в Йемене пытались поразить Израиль баллистической ракетой, хотя и потерпел неудачу, стал такой же большой новостью, как сам факт, что ракета была сбита.
По его словам, это означает, что Иран и его сателлиты значительно повысили ставки, помимо попыток тех же хуситов атаковать Израиль с использованием дронов.
В последнем случае США сбили дроны. Но Рубин имел в виду, что выпущенная баллистическая ракета – гораздо более качественное и опасное оружие, чем дроны.
Военно-морские силы США в регионе также могут сбивать баллистические ракеты, нацеленные на Израиль, но эта ситуация будет зависеть от траектории ракеты, тогда как щит «Стрелы» расположен иначе и имеет более универсальные возможности для поражения баллистических ракет.
Остается еще множество вопросов о новых угрозах, которые Израиль видит со стороны Ирана и его сателлитов до завершения этой войны. Но, по крайней мере, Иерусалим уже поставил в неловкое положение «шиитскую ось», и, возможно, этот единственный раз заставит аятолл задуматься, имеет ли смысл развертывание большого количества баллистических ракет.