Резонанс

Для ХАМАСа все граждане Израиля являются мишенью, говорят израильские арабы

Подготовил Семен Чарный 18 октября 2023
Поделиться

Авад Даравше, 23-летний фельдшер, израильский араб, 7 октября прибыл на место расправы ХАМАСа над участниками музыкального фестиваля недалеко от сектора Газа, чтобы оказать помощь раненым, пишет журналист The Times of Israel Джанлука Паккьяни. Друзья умоляли его покинуть район боевых действий, но он настоял, что останется и выполнит свой долг. В результате Даравше был убит террористами ХАМАСа, которые угнали его машину скорой помощи и уехали на ней в сектор Газа.

История Даравше – это символ причастности и самопожертвования членов арабского меньшинства Израиля в борьбе со смертоносной агрессией ХАМАСа, унесшей жизни более чем 1300 израильтян, большинство из которых — гражданские лица.

Авад ДаРАВШЕ

«Арабы пострадали от этого нападения так же, как и евреи. Не в таком количестве, но мы тоже были мишенями. ХАМАС стреляет ракетами и по арабским городам, — заявляет заместитель директора некоммерческой организации «Инициативы Авраама» Шахира Шалаби. — Мы сейчас вместе. Арабы потрясены не меньше, чем евреи, ошеломляющим количеством убитых людей, включая маленьких детей и взятых в заложники. Мы также задавались вопросом, кто способен на такие бесчеловечные поступки. Мы потеряли дар речи». 

В 2020 году Шахира Шалаби некоторое время пробыла на посту заместителя мэра Хайфы.

«Мы никоим образом не оправдываем эту резню. Мы осуждаем ее самым решительным образом. Мы страдаем не меньше, чем евреи. Все границы перейдены, — продолжает она. — В течение нескольких дней арабы на юге очень опасались присутствия вооруженных террористов в своем районе».

Она также отмечает, что многие арабские города, уже долгое время страдающие от плохой инфраструктуры, не имеют укрытий от ракетных обстрелов. Израиль в последние годы  для защиты населения полагается на укрепленные помещения (это требование во всех новых домах) вместо строительства общественных бомбоубежищ. Но в арабских городах процветает незаконное строительство вследствие отсутствия разрешений, выдаваемых правительством, и здешние дома часто строятся без соответствия нормам.

Слова Шалаби поддерживает общественный деятель из Рахата, крупнейшего бедуинского города на юге Израиля, Джамаль Алкирнави.

«Мы просто раздавлены горем. Убитые были нашими друзьями и соседями, — говорит он. — У нас хорошие отношения с еврейскими соседями вдоль всей границы с Газой. Многие жители Рахата работают в хозяйствах кибуцев. Некоторых из них убили в полях утром 7 октября».

Джамаль Алкирнави

Вскоре после нападения ХАМАСа группы бедуинов, живущие в северном Негеве, начали поиск пропавших без вести людей. Это происходило в то время, когда террористы еще бродили по этому району, сообщает Haaretz.

Разрушительное нападение ХАМАСа вызвало несомненное осуждение со стороны арабских граждан Израиля за его беспрецедентную жестокость. Впрочем, было выявлено и несколько случаев публичного выражения солидарности с ХАМАСом. Например, шесть студентов Хайфского университета и один студент Университета Бен-Гуриона в Беэр-Шеве были отстранены от занятий за посты в социальных сетях в поддержку террористической группировки.

Но в основном арабы и евреи работали бок о бок после трагедии, спасая жертв, леча раненых в больницах и всячески поддерживая страну во время трагедии. Десятки израильских арабов были застрелены террористами ХАМАСа и убиты ракетами, выпущенными по израильским городам.

В 2009 году Алкирнави основал «Новый рассвет в Негеве» — организацию бедуинов и евреев по сосуществованию. Он оценил число убитых бедуинов в 18 человек, из которых  минимум пятеро были из Рахата. Его некоммерческая организация создала «мобильный ситуационный центр», чтобы помогать бедуинским семьям, особенно в «непризнанных» деревнях, чтобы справиться с продолжающимся кризисом, предоставляя психологическую помощь со стороны психологов и соцработников.

Раненые при нападении ХАМАСа на Израиль в медицинском центре “Сорока” в Беэр-Шеве. 7 октября 2023 года

«Бедуины находятся на самом низком социально-экономическом уровне в израильском обществе. Они особенно уязвимы в нынешней чрезвычайной ситуации. Речь идет о десятках тысяч людей, многие из которых не имеют убежищ от ракет. Так, в «непризнанной» деревне семья из четырех человек получила прямое попадание ракеты ХАМАС и погибла мгновенно», — рассказывает Алкирнави, добавляя, что в общей сложности восемь бедуинов оказались убиты ракетами из сектора Газа.

Вместе с другими волонтерами из этого района он открыл также логистический центр в Сегев-Шаломе, недалеко от Беэр-Шевы, чтобы раздавать помощь семьям, которым пришлось покинуть свои дома, или тем, кто находится в тяжелом финансовом положении из-за того, что сегодня не могут работать поденщики.

 

«Для террориста, вторгающегося в Израиль, все граждане – мишени»

Арабы составляют около 22% населения Израиля. Хотя они по закону являются гражданами страны, многим из них трудно идентифицировать себя с такой страной, которая определяет себя как «еврейскую» и исключает их из своего национального нарратива, сосредоточенного вокруг сионизма. Многие из этих граждан считают, что имеют общую историю, язык и национальную идеологию скорее с другими частями палестинского народа — на Западном берегу, в секторе Газа и в диаспоре.

Таким образом, вопрос идентичности труден для многих членов этого меньшинства, начиная с самого его названия. Некоторые считают себя израильтянами-арабами, другие — израильскими арабами, третьи — палестинцами с израильским гражданством.

Израильские друзы раздают еду солдатам ЦАХАЛа у границы с Ливаном. 9 октября 2023 года

Нусейр Ясин, который в последние годы стал интернет-сенсацией благодаря своему видеоблогу о путешествиях Nas Daily с 21 млн подписчиков в фейсбуке (управляющая социальной сетью компания Meta признана в РФ экстремистской организацией. – Ред.), 9 октября написал в своем аккаунте в «X»: «Долгое время я боролся со своей идентичностью. Многие из моих друзей по сей день отказываются произносить слово «Израиль» и называют себя только «палестинцами». Поскольку мне было всего 12 <лет>, это не имело для меня смысла. Поэтому я решил смешать эти два понятия и стать «палестинцем-израильтянином». Я думал, что этот термин отражает то, кем я действительно был. Палестинец в первую очередь. Израильтянин во вторую».

Звезда социальных сетей, уроженец Аррабы в Нижней Галилее, ныне живущий в Дубае, он рассказал, что испытал шок, услышав новости о нападении ХАМАСа на израильтян: «Я понял, что если Израиль снова подвергнется такому «вторжению», мы не будем в безопасности. Для террориста, вторгающегося в Израиль, мишенью являются все граждане. Я не хочу жить под руководством палестинского правительства. И это означает, что у меня есть только один дом, даже если я не еврей: Израиль. Там живет моя семья. Там я вырос. Это страна, которую я хочу видеть продолжающей существование, чтобы и я мог существовать. Итак, с сегодняшнего дня я считаю себя «израильтянином-палестинцем». Прежде всего Израиль. Палестина на втором месте».

 

Предотвращение повторения  столкновений 2021 года между евреями и арабами

Помимо шока и ужаса от бессмысленной жестокости, израильские арабы опасаются также повторения событий мая 2021 года, когда во время операции ЦАХАЛа против Газы под названием «Страж стен» вспыхнули жестокие столкновения между арабской и еврейской общинами в нескольких частях страны, при этом в ряде городов со смешанным населением происходило линчевание представителей обеих групп.

«В 2021 году банды вооруженных правых еврейских экстремистов были отправлены в арабские города, чтобы отомстить арабам. Тогда никто не предполагал, что такое возможно. Мы боимся, что это может повториться», — заявляет Шалаби.

Министр национальной безопасности Итамар Бен-Гвир 11 октября посетил разрушенный город Сдерот недалеко от границы с сектором Газа. Во время визита он рассказал о поручении начальнику полиции Коби Шабтаю подготовиться к сценарию «Стража стен – 2» и заявил, что межобщинные беспорядки «неизбежны». Он также объявил, что гражданским лицам в Сдероте легче будет приобретать оружие для самообороны, что сегодня является прерогативой жителей поселений на Западном берегу.

Сотрудники больницы Рамбам в Хайфе устанавливают кровати на подземной парковке, которую в случае атаки можно использовать в качестве бомбоубежища. 12 октября 2023 года

Несмотря на заявления Бен-Гвира, сообщений о столкновениях между евреями и арабами после нападения ХАМАСа и объявления Израилем войны не поступало. Местные лидеры в городах со смешанным населением, похоже, усвоили урок мая 2021 года. 

«По крайней мере, в трех смешанных городах — Хайфе, Ноф-Хагалиле (ранее известном как Нацрат-Илит) и Рамле — были установлены контрольно-пропускные пункты, чтобы гарантировать, что никакие группы посторонних не смогут войти в эти города и совершить насильственные действия против арабов», — говорит Шалаби.

Акрам Сакалла, арабский член городского совета Лода, города со смешанным населением в центральном Израиле, бывший свидетелем жестоких столкновений между арабами и евреями во время «Стража стен», подтвердил, что из этих трагических событий были извлечены уроки. 

«Пока ситуация спокойная. Там большое присутствие полиции, патрули по кварталам, чтобы сохранять тишину, и, судя по всему, «Шин Бет» тоже присутствует, по сообщениям полиции и администрации города», — заявляет он.

Мэр Лода Яир Ревиво говорит, что администрация города делает все, чтобы сохранить мир, и добавляет: «Мы хотим решительно донести мысль о том, что арабы не являются нашими врагами. Враг — это ХАМАС». Он хвалит жителей за их усилия по укреплению солидарности и поддержанию социальной инфраструктуры города.

«Лод уже не был прежним после 2021 года, —  замечает Сакалла. — Подозрительность между евреями и арабами все еще существует, хотя выдвинут ряд инициатив по улучшению межобщинных отношений».

«На данный момент трудно предугадать, вспыхнет ли насилие после нападения ХАМАСа. Это будет зависеть от того, как долго затянется война в секторе Газа, распространится ли она на север, или, не дай Бог, что-то произойдет в Аль-Аксе», — размышляет Сакалла, имея в виду мечеть, расположенную на территории «горячей точки» — комплекса Храмовой горы в Иерусалиме, источника постоянных трений между мусульманами и евреями, учитывая святость этого места для представителей обеих религий.

«Сейчас ни евреи, ни арабы не заинтересованы в повторении беспорядков 2021 года. Бен-Гвир заявил, что линчевания времен «Стража стен» вот-вот повторятся. Это неумно — так говорить. Это можно расценивать как форму подстрекательства. Сегодня в Лоде жители  дважды подумают, хотят ли они усугубить разрыв. Мы не тихий смешанный город, как Яффо или Акко, —  замечает он, имея в виду два города на израильском побережье, в окрестностях Тель-Авива и Хайфы соответственно. — Но люди понимают: межобщинная напряженность взорвется им прямо в лицо. Нам нужно новое мышление, чтобы восстановить отношения… Когда-то я верил в сосуществование. После беспорядков мая 2021 года я будто бы мысленно затормозил. Сегодня, думаю, нам нужно стремиться к «равенству в сосуществовании». Мы живём рядом, но не друг с другом, и мы не равны».

 

Арабы и евреи в Яффо заботятся друг о друге

По всему Израилю выдвинуты различные инициативы, направленные на сохранение отношений между евреями и арабами во время продолжающейся войны и на предотвращение негативного влияния конфликта на сосуществование.

Уже через несколько часов после начала наступления ХАМАСа, когда на юге и в центре Израиля звучали ракетные сирены, Амир Бадран, член арабского городского совета муниципалитета Тель-Авив-Яффо, и несколько его друзей организовали «Еврейско-арабское охранное партнерство».

В течение нескольких дней инициатива собрала тысячи участников из всех слоев населения Яффо: жители объединились, чтобы предотвратить повторение насилия 2021 года.

Основная цель охраны — физически вмешиваться в конфликты, успокаивая ситуацию, документируя факты и предлагая солидарность, рассказывает Бадран.

К инициативе подключились лидеры религиозных общин — мусульмане, христиане и евреи, которые призвали свои общины вести себя сдержанно. Охранник будет находиться в состоянии повышенной готовности в момент потенциальной напряженности, например, после молитв трех религиозных общин.

«Евреи боятся того, что произошло на границе с сектором Газа. Арабы испугались, услышав, как Бен-Гвир призвал людей вооружаться. Мы не хотим, чтобы посторонние приходили в наш город и разжигали насилие, — говорит Бадран. — Нам нужно собраться вместе и заботиться друг о друге. Мы хотим, чтобы евреи и арабы вместе стояли на передовой».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The Guardian: Многие прогрессисты бичуют виктимблейминг. Но только не в тех случаях, когда ему подвергают евреев

Те, о ком я плачу, — жители Газы. Откуда мне знать: возможно, когда фото зверски убитых израильтян облетели весь мир, эти самые люди пустились в пляс на этих самых улицах, которые теперь превращены в руины. Откуда мне знать: возможно, сегодня эти люди оплакивают террористов — скорее всего, своих детей или братьев, не вернувшихся похвалиться, сколько израильтян они перебили. И почти наверняка эти люди воспитывали сызмальства в своих детях презрение ко всем евреям: ведь то, что разыгралось 7 октября на юге Израиля, не было случайным проявлением легкого недоброжелательства... Но именно потому, что я не животное, я могу видеть в них только людей, чьи чувства ничем не отличаются от моих.

Подлая война

Перед Израилем стоит чрезвычайно сложная задача. Необходимо победить и уничтожить террор в его логове и при этом не проиграть в войне, в очередной раз объявленной еврейскому народу «идеологами прогресса», прячущими свои клыки под благообразными масками. Этот противник, пожалуй, более подлый, чем его боевое крыло – террористы ХАМАСа.

The Times of Israel: В Беэри сейчас ни одного жителя

И хотя в Беэри, где жили 1108 человек, сейчас нет ни одного жителя, покинутые дома Беэри красноречиво свидетельствуют о зверствах, произошедших в кибуце. Ранее он был известен своей процветающей типографией и многообещающими начинаниями в сфере культуры, а теперь превратился в трагический символ опустошения и жестокости, характерных для самого масштабного в истории нападения ХАМАСа на Израиль.