Новости

«Яд Вашем» отметит 80-летие со дня восстания в Варшавском гетто

17 апреля 2023, 11:00 день памяти жертв холокоста
Поделиться

С тех пор как в 1951 году Кнессет принял резолюцию об учреждении «Дня памяти Холокоста и восстания в гетто», понимание того, что значит сопротивляться нацистам, расширилось как на дрожжах, пишет журналист «The Times of Israel» Мэтт Лебович.

В качестве центральной темы Йом а-Шоа (Дня памяти жертв Холокоста) этого года, который отмечается 18 апреля, центр памяти жертв Холокоста «Яд Вашем» в Иерусалиме выбрал «Еврейское сопротивление во время Холокоста: 80-летие восстания в Варшавском гетто». В дополнение к освещению примеров того, как евреи брались за оружие, внимание будет уделено способам духовного сопротивления евреев своим угнетателям. «Не все сопротивление было физическим, а духовное сопротивление было даже более распространенным, чем физическая борьба, потому что каждый мог практиковать его независимо от своих обстоятельств или ресурсов», — заявил пресс-секретарь «Яд Вашем» Симми Аллен.

Важно отметить, что Аллен заявил «The Times of Israel», что сопротивление нацистам также включало сохранение гуманности. Во время восстания в Варшавском гетто несколько сотен плохо вооруженных повстанцев – евреев более месяца сдерживали немецкие части СС. Тысячи евреев прятались в бункерах, пока эсэсовцы не приказали сжечь гетто, здание за зданием, в результате чего пламя унесло тысячи жизней. «Тысячи мужчин и женщин, пожилых людей и детей зажгли волю к сопротивлению, волю, которая побеждает естественную тревогу и страх смерти и лишений», — писал очевидец Герш Вассер, член подпольной группы «Онег шабат» из варшавского гетто. «Массы поняли, что, сопротивляясь капитуляции, они борются с врагом особым образом, препятствуя его разрушительным действиям», — писал Вассер. «Немцы были вынуждены захватить все до единого укрытия и бункеры силой оружия».

Чтобы помочь людям увидеть сопротивление как многогранное явление, «Яд Вашем» создал онлайн – программы и выставку, посвященную искусству как форме сопротивления Холокосту. «Каждый, кто сумел помочь своему собрату – еврею во время Холокоста, разделив их мизерный продовольственный паек, компенсируя слабость того, кто не мог выполнить свою ежедневную норму выработки, или создавая произведения искусства в это ужасное время, сопротивлялся и не сдавался», — заметил Аллен.

Онлайн – выставка «Яд Вашем» «Личные вехи во время Холокоста» показывает, как евреи соблюдали религиозные традиции и чествовали друг друга, например, бар-мицвой в Терезине или свадьбой с «желтой звездой» в Амстердаме. На обложке красочно иллюстрированной поздравительной открытки, сделанной узниками Аушвица, трое смеющихся заключенных в полосатой форме. На многослойной складной открытке изображены счастливые сцены из жизни получателя, в том числе его работа портным, а также мрачные сцены из немецких концентрационных лагерей. По данным «Яд Вашема», открытка с роскошным оформлением была изготовлена для заключенного Давида Гольдштейна в первую неделю 1945 года, незадолго до того, как большинство узников Аушвица-Биркенау были вынуждены отправиться на «марши смерти».

Другой набор документов «Личная веха» касается оставшегося в живых немецкого еврея Мартина Вейля, особенно его бар-мицвы в 1936 году под властью нацистов. Три года спустя, в 1939 году, Вейль убедил своих родителей отпустить его с «Киндертранспортом» в Англию, что в конечном итоге спасло ему жизнь. Среди артефактов, связанных с историей Вейля, — его оригинальная речь на бар-мицве и телеграмма, отправленная Вейлю в Англию от его родителей из Германии. Через несколько недель после написания телеграммы родители, братья и сестры Вейля были убиты в Аушвице-Биркенау. «Мне было шестнадцать, я был полон энтузиазма и полон решимости уехать», — сказал позже Вейл. «Пришло время… в тот момент, когда я сел на корабль «Киндертранспорта» в Гамбурге, я шел по воздуху. Я был уверен, что другие последуют за мной туда», — рассказал Вейль, которого всю оставшуюся жизнь преследовало то, что он оставил свою семью в Германии. «Есть ли шанс на спасение?» Вооруженное сопротивление немцам наиболее ярко проявлялось в Варшаве, но евреи сопротивлялись оружием в десятках других гетто, а также в нацистских лагерях смерти.

Например, через несколько месяцев после восстания в Варшавском гетто немецкие «защищенные от побега» лагеря смерти в Собиборе и Треблинке были подожжены еврейскими заключенными. Два восстания в лагерях смерти не были связаны друг с другом логистически, но в каждом случае некоторым заключенным удалось сбежать и пережить оставшуюся часть войны. В конце 1941 года, до того, как Собибор и Треблинка начали действовать, первопроходец еврейского сопротивления Абба Ковнер встретился с лидерами общин в литовском Вильнюсском гетто. Замечания Ковнера глубоко обеспокоили его слушателей, но его слова оказались пророческими: «Есть ли шанс на спасение? Мы должны дать верный ответ, каким бы жестоким он ни был. Нет. Спасения нет», — заявил Ковнер, который призвал лидеров гетто подумать о вооруженном сопротивлении перед лицом плана Германии убить каждого еврея в Европе. «Наш ответ должен быть еще яснее — возможно, есть вероятность, что десятки или сотни евреев будут спасены. Но для нашего народа в целом, для миллионов евреев в зоне немецкой оккупации, шансов нет», — заметил Ковнер, который задействовал курьеров — в основном женщин — для отправки своего сообщения о сопротивлении другим гетто.

Будь то вооруженная борьба или духовное сопротивление, тысячи евреев, попавших в ловушку немецкой машины геноцида, оказались готовы рискнуть своей жизнью, чтобы сохранить еврейскую честь. Некоторые из них ополчились против нацистов; другие использовали ручку и бумагу (и фотоаппараты), чтобы зафиксировать уничтожение европейского еврейства. «Женщины работали не покладая рук, месили тесто, готовили буханки хлеба и делали лапшу», — писал автор дневника Мордехай Лански о жизни в Варшавском гетто до восстания. «Когда они работали, разнося тесто в пекарни, на их лицах было выражение возбужденного напряжения и почти религиозного беспокойства; они готовились к тому, что должно было произойти», — написал Лански. «Никто не собирался идти в Треблинку добровольно. Эти люди, пережившие предыдущие депортации, теперь приготовили все необходимое, чтобы выжить, скрываясь в течение нескольких месяцев».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции