Песах

Маамары. «В ночь на четырнадцатое нисана…»

Рабби Йосеф‑Ицхак Шнеерсон 5 апреля 2023
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

Поиск и уничтожение квасного — два этапа духовной работы

«В ночь на четырнадцатое [нисана] проверяют [дом на наличие] квасного при свете свечи. Всякое место, куда квасное не заносят, в проверке не нуждается» Талмуд, трактат Псахим, 2а.
.

Иными словами, проверку делают только там, куда заносят квасное (хамец). При этом есть такие места в доме, куда квасное не заносят, и они в проверке не нуждаются. В таком случае следовало бы написать: «Проверяют места, куда заносят квасное». Почему же все‑таки сказано: «Проверяют квасное» Таков буквальный перевод сказанного в Талмуде.
, как будто проверку нужно совершить в самом квасном?

И еще необходимо понять, почему сказано «при свете свечи». Ведь если проверку следует делать ночью, то и так понятно, что необходим свет. Почему же подчеркивается, что свет для проверки должен исходить именно от свечи, а не от какого другого источника света? Этот вопрос задается в Талмуде (Псахим, 7б). Однако здесь автор маамара рассматривает глубинную, духовную основу приведенного закона.

Дело в том, что заповеди Торы направляют не только поступки человека — совершенные им действия или, напротив, воздержание от действия, — но и его духовную работу, то есть то, что происходит в его душе. Это относится и к тем предписаниям, что связаны с квасным, они также находят свое отражение в работе человека над собой.

Проверка дома на наличие квасного должна происходить именно при свете свечи. Мудрецы выводят этот закон Талмуд, Псахим, 7б.
, сопоставив стихи Писания, в которых говорится о «нахождении». Первый стих относится к квасному: «Закваска да не будет найдена То есть «не будет находиться».
[в домах ваших]» Шмот, 12:19.
. Второй говорит о кубке, который подложили братьям Йосефа: «и обыскал… и нашелся кубок» См. Берешит, 44:12.
. А на основании того, что кубок нашелся в результате «поиска», мудрецы учат, что и нахождение квасного также требует поиска. Поиск же связан со свечой, о чем сказано Мишлей, 20:27.
: «Душа человека — свеча Г‑сподня, обыскивающая все тайники утробы». Так мудрецы приходят к выводу, что «нахождение», выявление квасного должно происходить именно с помощью свечи.

Кроме того, запрет на хамец в Песах распространяется на любой, пусть даже ничтожно малый объем. По сути, это два отдельных запрета: «Да не будет виден [хамец]» и «Да не будет [он] найден». Существует то, что обладает достаточными размерами, чтобы быть увиденным, и то, что вовсе не заметно. К этому квасному, недоступному взору и неразличимому, и относится запрет: «Да не будет найден». Чтобы обнаружить этот хамец, его нужно искать при свете свечи. То есть благодаря тому, что человек задействует «свечу Г‑сподню» — внутренние силы своей души, он становится способен отыскать даже незначительный «хамец», полностью скрытый от взора.

При этом духовная работа человека, направленная на избавление от «квасного», происходит в два этапа: «поиск квасного» и «уничтожение квасного». Оба они происходят четырнадцатого нисана, но в разное время: «поиск квасного» — вечером В начале суток по еврейскому календарю, сразу с наступлением 14 нисана.
, а «уничтожение квасного» — днем То есть в светлую часть суток, до полудня.
. В связи с этим необходимо понять, в чем заключается сущностное различие между вечером и днем четырнадцатого нисана, отчего поиск квасного происходит именно вечером, а уничтожение квасного — именно днем.

Дело в том, что вечер четырнадцатого нисана назван в этом месте Талмуда «светом» (ор) «В ночь на четырнадцатое...» — в оригинале ор ле‑арбаа асар («в свет на четырнадцатое»).
, а день четырнадцатого нисана назван «первым», наподобие пятнадцатого нисана (первого дня Песаха). Ведь говорится в Талмуде Псахим, 4б.
: «Сказано: “Семь дней закваска не должна находиться в домах ваших” Шмот, 12:19.
, но при этом сказано: “Но в первый день Таков буквальный перевод, объясняющий противоречие, на которое указывает здесь Талмуд.
устраните квасное из домов ваших” Шмот, 12:15.
. Как такое возможно? Не иначе как [слово “первый”] подразумевает, что уже четырнадцатого нисана нужно уничтожить квасное» Раши объясняет: «Мы должны сказать, что “первый” означает “первый из предшествующих” семи дням Песаха, иными словами, 14 нисана».
. Это означает, что «уничтожение квасного» (в духовном смысле) возможно благодаря [силе, исходящей] от уровня, названного «первым». Ведь так и сказано в Торе: «Но в первый день устраните» (слово «первый» относится к первому дню праздника, то есть к пятнадцатому числу месяца нисан). Однако на практике это невозможно, ведь Тора сама говорит: «Семь дней закваска не должна находиться в домах ваших», то есть хамец должен быть уничтожен перед наступлением пятнадцатого нисана Если уничтожить квасное в первый день, упомянутые семь дней не будут полными.
. Поэтому уничтожение квасного происходит четырнадцатого нисана, и этот день тоже назван в Торе «первым», ибо сказано Шмот, 12:18. Объяснение этому дается в Талмуде (Псахим, 5а).
: «Первого — четырнадцатого дня» Таков буквальный перевод.
. Вот в чем различие между поиском квасного и уничтожением квасного: поиск квасного происходит в ночь на четырнадцатое нисана, во время, называемое «светом», а уничтожение квасного — днем четырнадцатого нисана, который зовется «первым», подобно пятнадцатому нисана.

Даат — проводник духовного богатства

Однако само это утверждение нуждается в объяснении. Ведь речь идет о двух частях одного и того же дня. «И был вечер, и было утро — день один», — сказано в Торе Берешит, 1:5. . А в книге Зогар написано: «Когда говорят “день”, нельзя не иметь в виду и темную часть суток». В таком случае как две части одних и тех же суток могут настолько отличаться друг от друга, что одна представляет собой аспект «свет», а другая — аспект «первый», отражающий достоинство пятнадцатого нисана? И если разница между ними столь велика, как могут они ужиться в одном и том же дне — четырнадцатом нисана?

На самом деле и [та духовная работа, что связана с] «поиском квасного», и [та, что связана с] «уничтожением квасного», возможны благодаря [особым силам, приходящим свыше в виде] «раскрытия света». При этом каждая из них нуждается в другом виде света. Для «проверки квасного» необходим свет 14 нисана, даже не самого этого дня, а его «света» — «в ночь (ор) на четырнадцатое». Этот свет превышает сам аспект «четырнадцать». А «уничтожение квасного» возможно благодаря свету, исходящему с уровня «первый» и тоже заключенному в аспект «четырнадцать», но при этом подобному аспекту «пятнадцать».

Что стоит за этими понятиями? Число четырнадцать — это гематрия (числовое значение) сочетания букв йуд и далет, а 15 — букв йуд и гей. Сочетание йуд и Далет выражает идею лишь восполнения недостающего, как видно из сказанного Дварим, 15:8.
: «По мере (Дей) Слово дей состоит из букв далет и йуд.
нужды его, в чем он нуждаться будет» Как толковали мудрецы: «И делать его богатым (давать ему сверх нужды) тебе не заповедано».
. В этом стихе речь идет о милостыне, следовательно, сочетание йуд далет соответствует аспекту «бедность», о чем также сказано В Пасхальной Агаде.
: «Вот хлеб бедности, который ели отцы наши». А сочетание йуД‑гей представляет собой цельное число, ибо буква гей соотносится с аспектом «богатство» Рабби Моше Кордоверо, Пардес римоним, врата 27, гл. 7—8 и др.
. Да, восполнение недостающего тоже происходит благодаря нисхождению света свыше, однако этот свет исходит лишь с той ступени, которая является началом гишталшелут Гишталшелут или седер гишталшелут (от слова шалшелет — «цепочка») — система поступенчатого нисхождения миров. Переход одного мира к другому сопровождается сокращением духовного света, в результате чего более высокий мир порождает более низкий.
— цепочки сотворенных миров. В отличие от этого аспект «богатство» возникает благодаря влиянию, исходящему от самой сути Бесконечного Б‑жественного света, превозносящейся над источником и корнем гишталшелут.

Вот что говорят в связи с этим наши мудрецы Талмуд, Недарим, 41а.
: «Лишь тот зовется бедняком, кто беден познанием; лишь тот зовется богачом, кто богат познанием» Несколько перефразировав, это изречение можно прочесть так: «Лишь к познанию (Даат) относятся понятия “бедность” и “богатство”». На таком прочтении и основано каббалистическое объяснение, приводимое далее автором маамара.
. Как известно, аспект Даат («познание») в иерархии сфирот может располагаться двояко. Иногда его определяют как ступень, находящуюся под ступенями Хохма и Бина, а иногда — под ступенью Кетер. Это зависит от варианта расположения сфирот. В первом варианте все десять сфирот располагаются в одну колонну, одна под другой: Хохма, под ней Бина, под ней Даат и далее по нисходящей ХесеД, Гвура, Тиферет, Нецах, ГоД, ЙесоД, Малхут. При таком распределении Даат располагается под Биной. Согласно второму варианту, сфирот располагаются в три колонны: справа — Хохма, ХесеД, Нецах; слева — Бина, Гвура, ГоД; посередине — Даат, Тиферет, ЙесоД. При таком распределении Даат располагается непосредственно под Кетер. Так или иначе, Кетер возвышается над всеми сфирот.

Миссия сфиры Даат — соединение. Когда Даат располагается под Биной, она соединяет мохин Форма множественного числа слова моах («мозг»).
(интеллектуальные силы души) и мидот «Свойства», «качества».
(ее эмоции, чувства). В таком случае Хохма и Бина воспринимают влияние, исходящее от внешнего аспекта Кетер, а Даат соединяет мохин и мидот. Но когда Даат располагается непосредственно под ступенью Кетер, она воспринимает влияние внутреннего аспекта Кетер.

Об этом говорили [учителя Каббалы]: «Когда не считают Кетер, считают Даат» Эц Хаим, врата 23, гл. 8. Существует два варианта перечисления десяти сфирот: в одном первой сфирой считается Кетер, а Даат не входит в число сфирот, в другом — первой сфирой считается Хохма Кетер находится выше сфирот и не входит в их число), и тогда третьей сфирой считается Даат. В хасидском учении объясняется, что когда речь идет о возвышенном, внутреннем аспекте Кетер (Атик йомин), он не считается сфирой, а когда о внешнем аспекте Кетер (Арих анпин) — считается.
. Имеется в виду, что внутренний аспект Кетер не входит в число сфирот. В таком случае его заменяет Даат, которая служит для сфирот проводником влияния, исходящего от внутреннего аспекта Кетер. Именно это и называется ступенью «богатого». Ибо к «бедному познаниями» относится лишь такое влияние свыше, которое соотносится с системой сотворенных миров, и это всего лишь «восполнение недостающего». А «богатством» называется высшее влияние, исходящее со ступени, лежащей за рамками сотворенных миров. Именно это влияние, эта сила и делает возможным «уничтожение квасного».

Город Всесильного — «высшая речь»

Вот как объясняется вышесказанное. Сказали наши мудрецы: «В каждом поколении обязан человек видеть себя выходящим из Египта» Мишна, Псахим, а также Пасхальная Агада.
. Египет на иврите — «Мицраим». Это слово можно разбить на две части: мейцар ми (слово мейцар означает «теснина», а ми — «кто»). Сказано: «Поднимите глаза ваши в высоту [небес] и посмотрите, кто сотворил их» Йешаягу, 40:26.
. «Кто сотворил их» — ми бара эле. А слово эле связывали мудрецы в Мидраше Шмот раба, начало гл. 48.
со стихом: «Вот (эле) происхождение неба и земли» Берешит, 2:4.
. При этом глагол бара («сотворил») относится к сотворению «нечто из абсолютного ничто». Однако само это понятие — «сотворение нечто из ничто» — кажется странным, ведь сказано: «От Тебя всё» Диврей га‑ямим I, 29:14.
. Как же можно тогда назвать предшествовавшее Творению словом «ничто»?

Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно вспомнить сказанное: «Велик Б‑г и прославлен весьма в городе Всесильного нашего» Тегилим, 48б.
. Стих этот толковали наши наставники, благословенна их память, так: «Когда велик Он? Когда Он в городе Всесильного нашего» См. Зогар 3, 5а.
. «Городом Всесильного» называется речь. Как город содержит множество строений, каждое из которых сложено из камней, составленных в определенном порядке, так и речь строится из слов и букв, называемых «камнями». Вот что сказано в связи с этим в Сефер Йецира: «Из двух камней складывают два дома, из трех камней складывают шесть домов». Это означает, что из двух букв можно составить два слова, а из различных сочетаний трех букв — шесть слов. Кроме того, именно камни, составленные вместе, превращаются в дом, пригодный для проживания человека. Подобно этому слово, составленное из букв, несет в себе смысл, в отличие от отдельных букв. Только буквы, объединенные в слово и особенно во фразу из нескольких слов, создают нечто цельное, несущее определенный смысл.

А «городом Всесильного нашего» названа «высшая речь» То есть речения Всевышнего.
. Ибо понятие «речь» связано с Б‑жественным Именем Элоким («Всесильный»). В Торе (в повествовании о сотворении мира) сказано: «И сказал Элоким… «...да будет...»; «...да станет...»; «...да возникнет...». ». Но почему этот «город» назван «городом Всесильного нашего»? Разве не сказано: «Б‑гом всей земли зовется Он»? Потому, что основная [цель Творения связана] с еврейским народом. Ибо подобно тому, как Иерусалим — а ведь это он назван в Писании «городом Всесильного нашего» — выделяется из числа всех городов на свете тем, что в нем находился Храм, в котором пребывала Шхина (Б‑жественное присутствие), так и души евреев отличаются от душ всех других людей. В Торе об этом сказано: «И выделимся мы, я и народ Твой, из всех народов земли» Шмот, 33:16.
. Отличие же это заключается в том, что еврейские души способны воспринять Б‑жественность, на них может почить Шхина. Об этом говорится: «Я — Б‑г всех жителей земли, и все же лишь с вами связал Я имя Мое» Шмот раба, гл. 29, п. 4.
.

Потому и сказано: «…город Всесильного нашего». А понятие «город» применяется здесь потому, что благодаря буквам, из которых составлены слова Торы и молитвы, еврейские души становятся обителью для Всевышнего Благословенного. Об этом сказано: «И обитать буду Я среди них» — в душе каждого еврея. Вот почему установили обычай Автор маамара неоднократно призывал к этому в своих письмах. (Прим. седьмого Любавичского Ребе)
учить наизусть Мишну — слово Мишна состоит из тех же букв, что и нешама («душа»), — а также книгу Тания, название которой состоит из тех же букв, что и слово эйтан «Твердость», «прочность». Этим словом в трудах хасидизма называется сокровенная сила еврейской души, наделяющая еврея стойкостью и непреклонностью.
, и произносить [всюду] выученные отрывки. Ибо благодаря этому разум и сердце человека становятся подчинены Всевышнему и превращаются в обитель для Него, Благословенного. Таков смысл сказанного: «Велик Б‑г и прославлен весьма в городе Всесильного нашего».

Величие Всевышнего — постижимое и непостижимое

Вместе с тем [для описания величия Всевышнего приводят] иногда и другие слова Писания: «Велик Б‑г, и велика слава Его, и величие Его непостижимо» Тегилим, 125:3.
. Таким образом, объяснить [вышеприведенное] изречение мудрецов: «Когда велик Он? Когда Он в городе Всесильного нашего» — можно двумя путями.

Путь первый: величие Б‑га заметно благодаря «городу Всесильного». Что это значит? [«Всесильный», как уже было сказано, указывает на имя Элоким, а «Б‑г» — на имя Гавайе]. Своим возникновением миры и все сотворенные существа — как в «воинстве небесном», так и в «воинстве земном» — обязаны Всевышнему, как Он являет Себя через имя Гавайе. Ибо имя Гавайе происходит от слова мегаве, что значит «создающий», «дающий существование». [Таким образом, Гавайе — это первопричина Творения.] Однако фактическое сотворение всего сущего происходит посредством [того, что Всевышний являет Себя через имя] Элоким. Ибо Гавайе — это «сущностное единство», а творений, созданных в «воинстве земном» и в «воинстве небесном», великое множество. Как такое возможно? Благодаря слиянию [Б‑жественных сил, выраженных Его именами] Гавайе и Элоким. Ведь Гавайе и Элоким суть одно и то же.

Так, множественность в Творении возникает посредством силы, отраженной в Имени Элоким. Выходит, что благодаря имени Элоким становится явным и заметным величие Гавайе. Об этом сказано: «Как многочисленны творения Твои, о Б‑г [Гавайе]!» Тегилим, 104:24.
. Как бесчисленны и разнообразны они и в мире неживой природы, и в растительном, и в животном мире, и среди людей. А в особенности среди высших ангелов, ведь стан ангела Михаэля составлен из 180 тысяч отрядов, а стан ангела Гавриэля — из 156 тысяч отрядов. И «тысячи тысяч служат Ему, и десять тысяч десятков тысяч стоят перед Ним» См. Даниель, 7:10.
. И все это множество и разнообразие — результат воздействия [силы, отраженной в] имени Элоким.

Выразить любую идею можно только с помощью букв См. выше, часть 3.
. Без них человек не способен выразить идею даже для себя самого Ведь человек не только говорит, но и мыслит конкретными словами, а те состоят из отдельных букв.
. И все же требующая выражения идея — это одна цельная суть. В то же время она представлена в виде множества букв и содержит множество частностей. Именно они, различные буквы и многочисленные частности, отражают достоинство идеи [, ее глубину и многогранность]. Этот пример дает нам представление и о [слиянии имен] Гавайе и Элоким. Действительно, возникновение всего сущего произошло благодаря имени Гавайе. Но Гавайе — это «сущностное единство». Поэтому именно Элоким отражает величие Творца. Об этом и сказано: «Когда велик Он? Когда в Он в городе Всесильного (Элоким) нашего». Именно благодаря этому заметно и ощутимо величие Б‑га. Таков первый способ объяснения.

Второй способ таков. «Когда велик Он? Когда в Он в городе Всесильного нашего». Имеется в виду: когда вообще можно сказать о Нем, что Он велик? Лишь тогда, когда Он в «городе Всесильного нашего». Ведь на самом деле «величие Его непостижимо». Познать, постичь Его Самого, Его собственное величие, совершенно невозможно. Недаром сказано: «Найдет ли Б‑га исследователь?» Иов, 11:7.
, а также: «В Твоих [руках], о Б‑г, величие…» Диврей га‑ямим I, 29:11.
. Ибо само величие как таковое — ничто пред Тобой, не имеет никакого значения по сравнению с тем, кто есть Ты Сам. Как говорили наши мудрецы: «В том, где проявляется величие Его, можешь увидеть ты Его необычайную скромность» Мегила, 31а.
. Ведь по отношению к Нему, Благословенному, любое величие — лишь принижение Его истинного достоинства. Вот какую притчу приводят в связи с этим наши наставники, благословенна их память: «Есть у человека тысячи тысяч золотых динаров, а его прославляют и превозносят за серебро, которое он имеет» Брахот, 33б. . Ведь это для него — лишь оскорбление и унижение. Или как в случае с великим мудрецом, достигшим необычайных высот во всех премудростях и науках: и в медицине, и в Торе, и в познании Б‑жественности, и все это вдобавок к тому, что он искусный мастер и творит шедевры своими руками. Если его станут восхвалять за созданные им предметы, это будет для него лишь оскорблением. То же самое можно сказать и о понятии «величие» по отношению к Всевышнему, которое лишь умаляет и принижает Его истинное достоинство. Ибо Его собственное величие непознаваемо, оно совершенно не поддается постижению посредством разума.

Но понятие «велик Б‑г» относится к [такому этапу раскрытия Б‑жественности, когда] лишь отсвет сияния, исходящего от имени Гавайе, виден в имени Элоким. Этот уровень уже доступен постижению. Об этом [говорится далее в приведенном стихе]: «прославлен весьма», то есть здесь уже может возникнуть чувство восторженности, приводящее к восхвалению и прославлению. Но само имя Гавайе по сути своей постижению недоступно. Ибо узнать что‑либо о Всевышнем мы можем лишь на основе деяний Его, Благословенного, то есть благодаря [раскрытию Его в качестве] Элоким, тогда как суть Его Бесконечного света (Ацмут ор Эйн‑соф) совершенно непостижима. Об этом и сказали наши мудрецы: «Когда велик Он? Когда Он в городе Всесильного нашего» — только тогда Его можно назвать «великим». Что же до Его собственного величия, то оно непознаваемо.

В этом заключается смысл слов Писания: «Поднимите глаза ваши в высоту [небес] и посмотрите, кто сотворил их» См. выше, ч. 3.
. Хотя все сущее и было сотворено по факту посредством отсвета имени Гавайе, [озарившего] имя Элоким, первоисточником всего сущего является сама суть имени Гавайе, ибо «лишь оно обладает силой и способностью создавать нечто из ничто» См. Тания, «Святое послание», гл. 20.
. Вот почему сотворение всего сущего называется возникновением «нечто из ничто», в то время как [ясно говорится:] «От Тебя всё» См. выше, ч. 3.
. На самом же деле противоречия здесь нет. Напротив, вследствие того, что «от Тебя всё», а Твоя Бесконечная сущность непостижима, возникновение всего сущего и названо «нечто из ничто». У этого есть две причины. Во‑первых, «ничто» — это отсвет имени Гавайе в имени Элоким Которое как «ничто» по отношению к имени Гавайе.
. Во‑вторых, «ничто» — ибо собственное величие Его, Благословенного, непостижимо И его «нет», оно не существует в рамках представлений, доступных творениям.
. Иными словами, именно потому, что «от Тебя всё», возникновение всего сущего и названо «нечто из ничто».

Опасности на пути от разума к сердцу

В этом и заключается смысл сказанного: «Поднимите глаза ваши в высоту [небес] и посмотрите, кто сотворил их» — их, то есть все сущее, возникшее вследствие сотворения, которое произошло посредством лишь отсвета имени Гавайе, [озарившего] имя Элоким. Тем не менее именно благодаря этому сотворению возникла возможность узнать Того, «Кто (ми) сотворил их». Узнать, что сотворение всего сущего имеет своим первоисточником саму суть имени Гавайе, [характеризуемую как] «сущностное единство» А не единение частностей.
.

В противоположность этому Мицраим (Египет) — это мейцар ми («теснина», сдерживающая ми, «кто») Объясняется далее.
. Слово ми соотносится с аспектом Бина (понимание). Таким образом, мейцар ми означает, что аспект ми (понимание) скован тесниной и сокрыт. А в книге Аризаля Святого рабби Ицхака Лурии, одного из величайших учителей Каббалы.
Ликутей Тора говорится, что духовный аспект «Мицраим» в человеке находит отражение в горле, которое представляет собой узкий проход («теснину», мейцар), соединяющий голову и тело.

Смысл этого заключается в следующем. Чувства порождает разум. При этом разум и чувства в корне отличаются друг от друга. Разуму присуще спокойствие, уравновешенность, чувствам — взволнованность и бурность. Разум — это подавление внешнего проявления, чувства выражают нескрываемое и ярко ощутимое. Следовательно, непременно должен быть некий переходный уровень между разумом и чувствами. Этот уровень и есть «горловое сужение». Там исчезает вся мощь разума, и он преобразовывается в иную сущность — в чувства. Ибо мозг — вместилище разума, а сердце — чувств, тогда как на промежуточном уровне, в «горловом сужении», нет ни одной выраженной сущности: там уже нет разума и еще нет эмоций. Это место сокрытия, исчезновения, в результате которого одна сущность преобразуется в другую, то есть разум — в чувства.

Это отчетливо видно на примере человека, занятого «служением сердцем» (то есть вдумчивой и проникновенной молитвой). Он глубоко задумывается над предметом своего постижения, связанным с Б‑жественностью, и приходит к его верному пониманию. А это пробуждает в его сердце соответствующие чувства. [И ему очевидно,] что нет прямой связи между тем, что осознанно разумом, и тем, что прочувствованно сердцем. Между ними лежит пустота, где пропадает всё, где исчезает [на миг] осознанное разумом и не возникает еще ощутимое сердцем. Именно эта пустота, это «исчезновение» и служит проводником от мозга к сердцу.

Нечто подобное происходит и во время изучения чего‑либо нового. Это явление можно назвать «смятением», «ошеломлением». Человек получил ясное представление о предмете своего постижения и напрягает мозг, чтобы обдумать изученное и понять его еще глубже. И в результате напряженной работы ума он вдруг переживает сильнейшее ошеломление, ощущает полное смятение и чувствует, как всё понятое им куда‑то исчезает. До этого он был погружен в глубокие размышления над изучаемым предметом, а теперь вдруг все эти мысли пропадают, в голове его пустота и он пребывает в полнейшем смятении. Но именно в этот момент в его голове возникает новая мысль, новое, еще более глубокое понимание изучаемого предмета.

Такова задача «горлового сужения»: сокрыть и вызвать «исчезновение» предыдущей сущности, чтобы стать проводником от головы к сердцу. Однако, поскольку происходящее в «горловом сужении» — это все‑таки исчезновение То есть временная потеря силы и власти разума.
, существует опасность, что власть над человеком попытаются захватить так называемые «три царедворца фараона» «Главный виночерпий», «главный пекарь» и «главный палач». См. Берешит, гл. 40.
, то есть трахея, пищевод и шейные кровяные сосуды. От этого человек становится всецело охвачен стремлением к удовлетворению своих физических потребностей. Им овладевает желание не просто есть и пить, а наслаждаться этим, в нем «кипит кровь» по отношению ко всему, что составляет физическую сторону жизни Питье, еда и «кипение крови» соотносятся с вышеупомянутыми царедворцами фараона, а также с тремя органами, находящимися в области шеи. . Всё это препятствует воздействию разума на сердце. Так, даже когда человек глубоко задумывается над предметом постижения, связанным с Б‑жественностью, и приходит к его основательному пониманию, это не доходит до сердца, которое остается холодным ко всему, что имеет отношение к Б‑жественности.

Вот почему мы видим, что человеку гораздо легче дается напряженная работа ума, чем пробуждение каких‑либо чувств в сердце. И это притом что мышление — процесс значительно более сложный, нежели чувственное восприятие. Тем не менее мы очень часто становимся свидетелями того, как людям, занятым служением Всевышнему посредством молитвы, не удается воспламенить свое сердце и породить в нем желаемые чувства, несмотря на то, что они напрягают ум, дабы по‑настоящему постичь Б‑жественную идею, и действительно приходят к глубокому пониманию предмета, над которым размышляют; несмотря на то, что разумом они истинно ощущают глубину и величие постигнутого. Причина же такого неуспеха в том, что их душа привязана к грубой материальности физической стороны жизни, которую олицетворяют собой те самые «три царедворца фараона», создающие препятствия на пути от разума к сердцу.

Однако «горло», образующее опасную «теснину» (мейцар), и служит тому средству, благодаря которому можно вырваться из теснины. Это средство — голос, порожденный «дыханием сердца» и проходящий через горло. Он пробуждает в человеке понимание сокровенного смысла [слов Торы и молитвы], так что этот смысл становится ощутим и сердцем.

Таков «Исход из Египта». Но есть еще более высокий уровень [духовной работы человека], связанный с понятием «устремление сердца» (реута де‑либа). Благодаря ему человек способен достичь «превращения тьмы в свет». Ибо та духовная работа, что задействует разум и логику, в силах привести лишь к «подавлению зла», тогда как усилия человека, направленные на то, чтобы вызвать «устремление сердца», то есть вырваться за рамки собственных ограничений, и приводят к «превращению тьмы в свет».

Связь «поиска квасного» с числом 14, а «уничтожения квасного» — с числом 15

Следовательно, вот каков смысл сказанного мудрецами: «В ночь на четырнадцатое нисана проверяют хамец. Всякое место, куда хамец не заносят, в проверке не нуждается». Существует такое место [в душе], где ее связь с Всевышним прочна и непоколебима. Это «центральная точка» души, в которой сосредоточена вся ее суть. Туда никакой хамец проникнуть не может, а потому это место в проверке не нуждается. При этом хамец запрещен в любом, пусть даже ничтожно малом объеме, [на языке мудрецов — ] машегу [букв. «что‑либо»], то есть ма ше‑гу («что есть он»). Ибо даже если человек хоть сколько‑нибудь ощущает свое собственное «я», он представляет собой хамец, что соотносится с [объяснением, данным понятию] реу ма Букв. «смотрите, что». Реу ма — две части имени Реума. Так звали наложницу Нахора, брата Аврагама, о чем упоминается в Берешит, 22:24. Алтер Ребе в Ликутей Тора, 43а, объясняет, что эти слова символизируют идею «выпячивания» своего «я» в его «наивысшей» форме. Слово ма символизирует битуль, подавление своего «я» перед Всевышним, а слова реу ма говорят о том, что это достоинство «выставлено на всеобщее обозрение», пусть даже непреднамеренно. Разумеется, это тоже хамец, то есть ощущение собственного «я», как бы отдельного от Всевышнего, пусть и не в такой грубой форме. Даже такой, минимального объема, хамец требуется отыскать в себе и в конечном итоге полностью уничтожить.
. Время же, установленное для проверки на хамец, — «в ночь на четырнадцатое нисана», потому что четырнадцать — это [семь] сил Б‑жественной души, действующих через [семь] сил животной души. И эта работа по исправлению [животной души] становится возможной благодаря свету, исходящему от аспекта «четырнадцать» Как уже говорилось, «в ночь на...» — на иврите ор ле... (ор — «свет»).
.

Однако все это — лишь «проверка на хамец», «поиск квасного», духовная работа, построенная на разуме и логике и выраженная в постижении Б‑жественности и глубоких размышлениях над Б‑жественным. Все, чего возможно достичь посредством этой работы, — это заставить животную душу подавлять свои желания и подчиняться Б‑жественной душе Такая духовная работа называется в хасидизме иткафья («склонение», «подавление»).
. А «уничтожение квасного» [в душе человека] Эта духовная работа называется в хасидизме итгапха («переворот»).
есть полное лишение животной души каких‑либо собственных [, проистекающих из сферы зла] желаний и превращение ее в совершенно иную сущность Исполняющую лишь волю Всевышнего.
. Такой результат достигается только благодаря тому, что человек пробуждает в себе глубокое, сильнейшее «устремление к Всевышнему» Заложенное в самой природе Б‑жественной души.
.

[Достигнутая именно таким образом победа Б‑жественного внутри человека] соотносима с победой самого Всевышнего над врагами. Об этой победе говорит пророк Миха, 5:8.
: «И все враги Твои истреблены Икарету. Корень к‑р‑т имеет те же буквы, что и слово Кетер («корона», «венец»; см. ниже).
будут». Она исходит с уровня пнимиют га‑Кетер (внутренний аспект сфиры Кетер «Короны», возвышающейся над всеми сфирот.
), [в котором раскрыта сама] Бесконечная суть (Ацмут Эйн‑соф) Всевышнего. Ибо именно там — источник полного сокрушения и уничтожения ситра ахра (сил зла). Об этом сказали наши мудрецы В Пасхальной Агаде, цитата из Мидраш Сифрей, гл. 27, п. 8.
: «Сказано Шмот, 12:12.
: “И пройду Я по земле египетской Во время казни первенцев.
… Я, а не ангел…” — а только Сам Святой, благословен Он». Это и привело к полному поражению египтян. Ведь, как известно, окончательная победа над ними была достигнута именно во время казни первенцев и только благодаря тому, что исходила она от Самого Святого, Благословен Он, то есть от Ацмут Эйн‑соф. Так и в духовной работе человека: достичь полного «уничтожения квасного» можно лишь благодаря «устремлению сердца» Исходящему из самых глубинных пластов души, самой ее сути.
 — служению, выходящему за рамки разума и логики.

В свете этого становится понятна связь «поиска квасного» с числом 14, а «уничтожения квасного» — с числом 15. Как уже говорилось Здесь и далее см. часть 2.
, 14 — это аспект Далет‑йуД, соотносящийся со словами Торы: «по мере нужды его», смысл которых — восполнение недостающего. А это указывает на уровень гишталшелут (системы миров), ибо восполнение предполагает обращение к источнику того, что нуждается в восполнении. В данном контексте это означает устранение препятствий для открытого воздействия мохин Воздействия разума на чувства и, как следствие, на все поведение человека (см. выше о «горловом сужении» и конкретном способе устранения этого препятствия).
, что и есть «Исход из Египта», то есть подавление ситра ахра, сил зла. А «уничтожение квасного» становится возможным вследствие влияния, исходящего от аспекта йуД‑гей, который указывает на внутренний аспект Ор Эйн‑соф (Бесконечного Б‑жественного света), превознесенного даже над источником миров. Это [необычайно высокий] уровень, и он называется «первый». Неслучайно гематрия слов ба‑йом га‑ришон («в первый день» Эти слова относятся к 15 нисана, первому дню Песаха.
) равна гематрии слова Кетер. Ведь понятие «первый» соотносится с внутренним аспектом [ступени] Кетер. Поэтому его влияние ощутимо главным образом в пятнадцатый день [месяца нисан], соотносимый с аспектом йуД‑гей. А «уничтожение квасного» совершается четырнадцатого нисана Хотя это еще не 15 нисана (то есть не йуд‑гей), и, казалось бы, силы полностью победить зло еще не были даны.
, в день, который [тоже] назван в Торе «первым» Смысл и значение этого будут объяснены ниже. .

Объединение двух аспектов мацы, объединение двух аспектов устранения квасного

Заповедь о маце в Песах тоже содержит два уровня. Первый — это маца «предполуночная». Она символизирует направление духовной работы, называемое иткафья («подавление зла»). Поэтому в Торе эта маца называется «хлебом бедности», и по отношению к ней требуются особые меры предосторожности, чтобы она не заквасилась. Ведь в данном случае речь идет лишь о подавлении зла [, а не о его истреблении]. Об этой маце сказано в Торе: «…и оберегайте ее» Шмот, 12:17.
. Второй уровень — маца «послеполуночная». Именно к ней относятся слова Торы: «Ибо оно (тесто для этой мацы) не заквасилось» Там же, 12:39.
, что соотносится с такой возвышенной духовной работой, как «превращение тьмы в свет». Однако написано В Пасхальной Агаде. : «Маца эта, которую мы едим, — в память о чем [едим мы ее]?

В память о том, что не успело тесто отцов наших закваситься, как явил им Себя Царь над царями царей, Святой, благословен Он, и освободил их». Но ведь мы едим эту мацу до полуночи, тогда как «явил им Себя Царь над царями царей, Святой, благословен Он, и освободил их» уже после полуночи.

Объяснение [этого кажущегося противоречия] таково. До дарования Торы, действительно, имели место два этих уровня. Однако дарование Торы сделало возможным их слияние воедино. Это значит, что сегодня до полуночи свыше нисходит тот Б‑жественный свет, который [во время Исхода] сиял в этом мире лишь после полуночи. Потому мы и связываем «предполуночную» мацу с тем, что «не успело тесто отцов наших закваситься», хотя это было уже после полуночи. Иными словами, в этой маце объединен Б‑жественный свет, нисходящий с более низкой и с более высокой ступени.

Как заповедь о маце, так и заповедь об устранении квасного содержит несколько уровней, сливающихся воедино. Поэтому, хотя «уничтожение квасного», которое становится возможным благодаря воздействию аспекта «первый», имеет отношение главным образом к пятнадцатому нисана, тем не менее Тора добавляет к сроку исполнения заповеди об «уничтожении квасного» и четырнадцатое нисана. Иными словами, благодаря Торе и в четырнадцатый день месяца нисан сияет в нашем мире свет, соотносимый с аспектом «первый», недаром сказано: «Первого — четырнадцатого дня».

Об этом и говорят наши мудрецы: «В ночь на четырнадцатого нисана проверяют хамец». [Ибо призван человек] распознать хамец в самом себе, понять, что запрещен хамец даже в ничтожно малом объеме и нельзя допустить, чтобы в его душе могла быть «увидена и найдена» даже мельчайшая частица квасного. Также [важно человеку помнить, что] «проверка» происходит при свете свечи — той, о которой сказано: «Душа человека — свеча Б‑га». Такова [, должен он знать,] духовная работа, суть которой — иткафья. Но ее недостаточно, как недостаточно лишь поиска, выявления квасного. Хамец требуется полностью уничтожить, искоренить из души. А это достижимо благодаря тому, что человек пробуждает в себе сильное «устремление сердца» к Всевышнему, чтобы в конечном итоге «тьма превратилась в свет».

Маамары Шестого Любавичского Ребе можно приобрести на сайте издательства «Книжники»

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

Учение Хабад. Песах

Поскольку на первом этапе Исхода (который символизирует маца) освобождение от египетской скверны происходит лишь в результате высшего откровения, а не усилиями самого человека, поэтому в этом этапе нет ни понимания, ни наслаждения. Лишь на втором этапе Исхода, который опирается на понятия и возможности воспринимающего (намек на этот этап дан в бокалах вина), человек ощущает вкус и получает наслаждение от происходящего.

Кдушат Леви. Комментарий к празднику Песах

В дни Песаха Израиль не в состоянии принять влияние Всевышнего, ибо он еще не очистился от скверны Египта. В Песах сыны Израиля должны взойти по духовным ступеням, ибо это время вознесения миров, обусловленное чудом обращения моря в сушу, нарушающим законы природы. И одновременно с превращением моря в сушу вопреки законам природы в нижнем, материальном мире произошел переворот понятий моря и суши во всех духовных мирах.

Кдушат Леви. Комментарий к Пасхальной агаде

«Это и есть его сила» — вопреки обычной природе вещей Израиль продолжает существовать, как овца среди семидесяти волков. И об этом чуде сказано в Пасхальной агаде: «Из поколения в поколение враги восстают на нас, дабы нас уничтожить, однако Всевышний спасает нас от их рук».