Как молодой еврей, талантливо подделывавший документы, прятался в Берлине в годы войны
Сёма Шёнхаус пережил Холокост, прячась в Берлине буквально у всех на виду, пишет журналистка The Times of Israel Рене Герт-Занд.
Родители и бабушка этого парня были депортированы в лагеря смерти, а он остался в столице Германии благодаря льготе, как работник оружейного завода. Когда работы не стало, он остался в городе нелегально, снял свою желтую звезду, придумал себе более немецкое имя — Петер Шенхаузен — и слился с городом.
Это звучит безрассудно, но он не всегда держался в тени: Сёма присоединился к подполью и использовал свои навыки для подделки паспортов, которые позволяли сотням евреев бежать из страны, спасая свои жизни.
Когда гестапо напало на след Шёнхауса, он подделал себе удостоверение личности солдата вермахта и разрешение на отпуск и бежал на велосипеде в Швейцарию, где прожил всю оставшуюся жизнь.
Необыкновенная история Шёнхауса отображена в «Фальсификаторе» — немецкоязычном художественном фильме, снятом Мэгги Перен.
Его премьера прошла в Нью-Йорке 3 марта, а 17 марта фильм был показан в кинотеатрах Лос-Анджелеса.
В основе «Фальсификатора» одноименные мемуары Шёнхауса, вышедшие на немецком языке в 2004 году (английское издание в 2008-м).
«Я решила снять фильм после того, как встретила Сёму в ноябре 2013 года. Я никак не могла выкинуть из головы его историю и сильное впечатление о любви к жизни после чтения его книги. Позвонила ему, села на поезд в Базель и поехала, чтобы встретиться с ним», — рассказывает 48-летняя Перен.
В итоге она четыре раза встречалась с Шёнхаусом лично и постоянно поддерживала с ним связь по телефону, пока он не умер в 2015 году в возрасте 93 лет.
«Когда он умер, я работала уже над четвертым или пятым вариантом сценария», — говорит Перен.
«Фальсификатор» — фильм, в котором все происходит с точки зрения Шёнхауса. С его обаятельной личностью и интересом к жизни он почти всегда побеждает перед лицом угроз. Его оптимистичный характер служит механизмом преодоления трудностей и — наряду с невероятной удачливостью — помогает ему пережить войну.
Хотя в фильме появляются изображения Гитлера, в нем нет сцен нацистских митингов, флагов со свастикой, облав на евреев с целью депортации и солдат, гусиным шагом идущих по улицам.
«Сёма ведь прятался, поэтому не было смысла снимать масштабное действо. Я хотела поразмышлять о личном мире своего героя. Он не ходил на нацистские парады», — замечает Перен.
Восходящая звезда, 25-летний Луи Хофманн, который очень тонко и умно сыграл Сёму, соглашается с подходом режиссера.
«Мы видели много фильмов о войне. Мы уже знаем эти образы вдоль и поперек. Нам больше не нужны большие, полные жестокости сцены нацизма. Этот фильм — полная противоположность. И его жесткая фокусировка срабатывает», — говорит он.
Временные рамки фильма также ограничены и охватывают период с середины 1942-го по начало 1943 года. Он начинается в совершенно отчетливый момент, и в нем есть лишь намеки на то, что было раньше. Как было и в реальной жизни, герои фильма почти ничего не рассказывают друг другу о себе из соображений безопасности.
Действие начинается с того, что 21-летний Сёма возвращается с работы домой на пятый день после депортации его родителей и бабушки. Он один, пока его друг Дет Кассриэль (Джонатан Берлин), чьи родители также недавно депортированы, не появляется в его жилище и не спрашивает, может ли он остаться вместе с Сёмой.
Дет работает на фабрике по производству военной формы, но срок его освобождения истек — теперь он вне закона. Он выживает, занимаясь шитьем в обмен на еду.
Еще меньше известно о «Герде» (Луна Ведлер) — молодой женщине, живущей под вымышленным именем: чтобы выжить, она обменивает сексуальные услуги на продуктовые талоны. У Сёмы возникают с ней отношения, но она обрывает их, когда его неосторожность подвергает ее опасности.
Зрителям остается читать книгу самого Шёнхауса или искать другой материал, чтобы заполнить пробелы о нем, возникающие в киноповествовании.
Родители Самсона (полное имя Сёмы) Шёнхауса родились в Минске. После того, как его отец дезертировал из Красной армии, он с женой переехал в Берлин, где в 1922 году и родился Сёма, их единственный ребенок. В 1926 году семья переехала в Хайфу, в тогдашней подмандатной Палестине, но год спустя вернулась в Берлин.
Они жили в городском районе Митте и владели компанией по производству минеральной воды, которая была экспроприирована нацистами в 1938 году. Сёма был вынужден бросить учебу в области графического дизайна и искусства, когда в 1941 году его заставили пойти на принудительные работы.
Хофманн говорит, что влюбился в персонажа Сёмы сразу при чтении сценария: «Я почувствовал себя еще сильнее после того, как прочитал мемуары Шёнхауса. Он был необыкновенным человеком. Его история такая жизнеутверждающая. Он излучал так много света во времена тьмы… Я попытался найти в себе эту светлую энергию, чтобы сыграть его».
Хофманн замечает: он никогда не знал, что некоторые евреи выживали, скрываясь в Берлине. Однако он смутно помнил Шёнхауса по фильму 2015 года «Невидимки» – о четырех молодых евреях, которые прятались у всех на виду в Берлине, несмотря на то, что в 1943 году нацисты объявили город «юденфрай»… В этом фильме были использованы интервью, драматические реконструкции, архивные кадры и повествование о том, как Шёнхаус и другие оказались среди 1700 выживших евреев из 7000, первоначально скрывавшихся в столице Германии.
Марк Лимпах и Нина Гуммих также входят в основной актерский состав «Фальсификатора». Лимпах играет Франца Кауфмана: юрист и прихожанин антинацистской церкви, Кауфман вместе с женщиной по имени Хелен Якобс руководил сетью, поставлявшей поддельные документы скрывавшимся евреям. Несмотря на еврейское происхождение, Кауфман был крещен как протестант. Он избежал депортации, женившись на христианке, отец которой был высокопоставленным нацистом, и воспитав своего ребенка христианином. В 1944 году он был арестован гестапо и расстрелян в концентрационном лагере Заксенхаузен.
Гуммих играет миссис Петерс, молодую вдову военного и любопытную хозяйку дома, где живут Шёнхаусы. Она заставляет Сёму убирать трупы соседей-евреев, покончивших с собой от отчаяния.
«Это твое дело — утилизировать себе подобных», — замечает она ему.
Миссис Петерс считает себя праведницей из-за того, что лично продает все имущество семьи Шёнхаус, чтобы помешать воротилам нацистской партии извлечь из него выгоду. После долгих уговоров она на несколько дней одалживает Сёме удостоверение личности своего мужа, солдата вермахта, но отказывается делать для него что-либо еще. Даже не дает ему одеяло при минусовых температурах.
«Мы, немцы, придерживаемся такого представления, что существовали «хороший немец» — и «нацист». А этого не было. Антисемитизм был укоренен в немецком обществе. Почти все немцы были похожи на миссис Петерс: они поддерживали — или, по крайней мере, соглашались — с нацистским режимом и плодили антисемитизм в разных формах», — заявляет Перен.
Шёнхаус все это знал и использовал свои знания о немцах, чтобы слиться с окружающими. В фильме Сёма неоднократно говорит, что практикует искусство «мимикрии» или перенимает негативные аспекты личности и поведения хищника.
Перен отмечает, что он был глубоко травмирован своим военным опытом и опасался антисемитизма в Европе.
«Он даже не обсуждал то, что он еврей, пока ему не исполнилось 70 лет. Только тогда он начал общаться на эту тему со студенческими группами», — рассказывает Перен.
Она признается, что ее собственная семья была такой же антисемитской, как и другие немецкие. Разбирая вещи бабушки, она нашла открытку с изображением Гитлера…
По словам Перен, для нее было важно снять этот фильм, потому что ненависть к евреям в Германии никуда не исчезла, и она обеспокоена ее возрождением сегодня.
Хофманн замечает, что хотел сниматься в «Фальсификаторе», потому что эта лента отличается от других фильмов о Холокосте, в которых евреи изображены просто как некие абстрактные жертвы в лагерях.
«Образ Сёмы восстает против стереотипов и стигматизации», — заявляет он.
Фильм также свидетельствует о том малоизвестном факте, что в немецком подполье были евреи, они рисковали своими жизнями, чтобы помочь другим сбежать или выжить под ложными именами.
«Надеюсь, люди запомнят имя Сёмы Шёнхауса», — говорит Перен.