Зрительный зал

Что происходит, когда отрицатель Холокоста забирается в ваш подвал?

Подготовил Семен Чарный 16 февраля 2023
Поделиться

Это кошмарный сценарий: парижская пара продает складские помещения в своем доме кажущемуся добродушным бывшему учителю истории, чтобы обнаружить, что он сам переехал туда, пишет журналистка The Times of Israel Рене Герт-Занд. Что еще хуже, пара обнаруживает, что новый жилец — антисемит, отрицающий Холокост. А закон о собственности делает его выселение практически невозможным.

Кадр из фильма «Человек в подвале»


Это сценарий нового фильма, основанного на реальных событиях. Франкоязычный психологический триллер «Человек в подвале» поставлен Филиппом Ле Гюэ (он же выступил сценаристом). Премьера фильма состоялась 27 января в Нью-Йорке, после чего последовали показы в Лос-Анджелесе и других городах США.

«Это действительно случилось с парой, которую я знаю», — рассказывает режиссер.
В фильме архитектор Симон Сандберг (Жереми Ренье) и его жена-медик Элен (Беренис Бежо) совершают ошибку, принимая оплату от Жака Фонзика (Франсуа Клюзе) и давая ему ключ от своего подвала, прежде чем подписать договор. Согласно французскому законодательству, передача ключа в обмен на деньги является продажей. Между обменом и встречей в офисе нотариуса Сандберги узнают об убеждениях Фонзика, но уже слишком поздно.

Фонзик, преподаватель истории в средней школе, уволенный за то, что рассказывал неправду своим ученикам, постоянно твердит, что его неправильно поняли. По его мнению, он всего лишь независимый мыслитель, который задает вопросы на темы того, что мир принимает как данность.

Медленно, но верно Фонзик начинает влиять на дочь-подростка четы Сандберг — Жюстин (Виктория Эбер). Он также умело проникает в жизнь многоквартирного дома, где жильцы начинают сомневаться в том, что он представляет опасность, и встают на его сторону, а не на сторону Сандбергов, отчаянно пытающихся найти законный способ выгнать отрицателя Холокоста.

Филипп Ле Гюэ


«В отличие от фильма, где муж еврей, а жена — нет, в реальной жизни они оба евреи», —  сообщает Ле Гюэ.

Он говорит, что решил изобразить их смешанной парой, потому что он сам не еврей и хотел, чтобы в фильме была представлена такая картина. Это был способ показать, что отрицание Холокоста является оскорблением и опасностью не только для евреев, но для всех.

«Другая причина такого смешения в том, что жена-нееврейка чуть ли не больше затронута этим антагонизмом. Она реагирует сильнее, очень раздражена и нервничает по этому поводу. Между тем, главный герой, муж-еврей, относится к этому более спокойно. Он не отстаивает свою личность. Это дает контраст и очень интересную оппозицию между этими двумя персонажами», — замечает Ле Гюэ.

Со временем невозмутимость Симона Сандберга подвергается испытанию, поскольку он все больше разочаровывается в юридических препятствиях на пути к выселению Фонзика. Когда он узнает, что впечатлительная дочь попала под влияние этого конспиролога, его гнев выливается в насилие.

Актер Клюзе превосходно играет Фонзика, нагнетая напряжение между его персонажем и Симоном, пока последний не взрывается. Клюзе держит зрителей в напряжении, изображая Фонзика под маской неудачливого парня, за которой скрывается инфернальный ум, намеренно стремящийся доставлять мучение еврейской семье.

«Я думаю, нет ничего более опасного, чем образ мышления Фонзика. У него такая респектабельность и плавность, насилие скрыто. Вы не чувствуете, что он жестокий человек, потому что он изображает жертву. Вот и вся ирония. В прошлые годы жертвами были евреи, а теперь извращенным образом он сам становится “жертвой евреев”, изгоем. Но, конечно, он предпочитает не быть изгоем, он притворяется жертвой системы», — говорит Ле Гюэ.

Персонаж Фонзика частично вдохновлен французским отрицателем Холокоста Робертом Фориссоном. Бывший профессор французской литературы в Лионском университете, он утверждал, что в Аушвице не было газовых камер и депортированные евреи умирали от болезней и недоедания. Фориссон был уволен со своей должности в 1991 году и неоднократно подвергался судебному преследованию после того, как Франция в 1990 году объявила отрицание Холокоста уголовным преступлением. Друживший с видными антисемитами, весьма почитаемый ими, Фориссон умер в 2018 году.

«Это был очень известный случай. Он был одним из “отцов отрицания”, но он преподавал в университете, а не был обычным школьным учителем. У него была престижная должность, и он сумел на какое-то время одурачить множество людей, в том числе газету Le Monde. Ему удалось опубликовать статью, в которой он поставил под сомнение существование Аушвица. Это было в 1970-х годах. И это был настоящий шок для всех», — рассказывает Ле Гюэ.

Роберт Фориссон. 2014 год


Актуальное ныне дело об отрицании Холокоста действительно связано с уволенным французским школьным учителем, таким как Фонзик. Винсент Рейнуар был уволен в 2001 году с должности учителя математики за печать и распространение брошюр, отрицающих Холокост, и за то, что он задавал своим ученикам задания, связанные с подсчетом жертв концлагерей. После осуждения он бежал, был взят под стражу в Шотландии и находится в ожидании экстрадиции во Францию в этом году.

В фильме «Человек в подвале» Сандберги обращаются за помощью в выселении Фонзика к нескольким адвокатам, каждый из которых придерживается собственного подхода. Одна дама хорошо осведомлена о судебном преследовании отрицателей Холокоста, но предупреждает Симона Сандберга, что это займет много времени. Его друг, который работает адвокатом, в конце концов соглашается взяться за дело, но планирует подойти к нему по-другому.

«Адвокат рассматривает это как игру и изображен очень похожим на того адвоката, которому в итоге удалось выиграть дело для реальной пары после трех судебных разбирательств. От отрицателя Холокоста удалось избавиться, установив, что правила собственности не позволяют мужчине испражняться в коридоре подвала. Он также использовал электричество и воду в здании, и из-за того, что он мешал, его удалось выгнать, — сообщает Ле Гюэ. — А история с экскрементами в фильме — реальная. В конце концов адвокат действительно положил засохшие фекалии этого парня на стол судьи, и именно так он заставил его вынести решение в пользу пары. Тогда они смогли наконец избавиться от него».

Ле Гюэ использует возможность исследовать различия внутри семьи Сандберг с точки зрения их еврейской идентичности, которые выдвинулись на первый план кризисом с Фонзиком. Жена Элен, хотя и нееврейка, больше всех вовлечена в семейную историю Холокоста как интеллектуально, так и эмоционально.

Симону требуется некоторое время, чтобы понять, почему он так зол на Фонзика, но его старший брат Давид (совладелец парижской квартиры с Симоном и их матерью) немедленно готов занять агрессивную позицию.

«Давид гораздо более реален. Он знает каждый дюйм своей истории. Он верующий еврей. Он ходит в синагогу. Он очень искренен в своем отношении к иудаизму», — отмечает Ле Гюэ.

Давид занимается крав-магой — израильским видом спортивной самообороны. В фильме его сын и дочь Симона Жюстин присоединяются к клубу крав-маги и тренируются. Возможно, это не слишком тонкий намек на то, что в наше время растущего антисемитизма евреи должны научиться защищать себя сами.

Визуальный язык «Человека в подвале» полон метафор, не заканчивающихся крав-магой и пятном плесени на потолке ванной комнаты Сандбергов, которое продолжает расти и выдерживает усилия по его удалению. На самом деле, вся идея фильма — мощная метафора.

«В основе рассказа уже лежит метафора. Мне нечего было изобретать. Наличие этого человека в подвале — метафора низких инстинктов ненависти, презрения и амбивалентности. Все, что мы хотим подавить и игнорировать, мы убираем в подвал. И этот человек – символ, метафора этой ситуации. Я должен был рассказать историю, и метафора говорила сама за себя», — рассуждает Ле Гюэ.

Кадр из фильма «Человек в подвале»

По словам режиссера, крайне важно, чтобы мы не игнорировали слова и дела отрицателей Холокоста и теоретиков заговора, таких как Фонзик, поскольку они переходят от притворства, будто лишь они поднимают вопросы, к постепенному отказу от правды, истории и реальности.

«Извращенность мышления этих людей, то, как они искажают реальность, и говорят, что не притворяются, но при этом спрашивают, действительно ли у нас есть доказательства… Это не тот путь, который хочет найти другую истину, но тот, который хочет разрушить истину. Это образ мышления, который полностью деструктивен», — заявляет Ле Гюэ.

Ущерб, который наносят эти люди, может иметь огромное социальное и политическое влияние. Также он может повлиять на вещи интимные.

Стресс от общения с отрицателем Холокоста, засевшим в их подвале, привел к тому, что реальная пара, на истории которой основан фильм, рассталась. В фильме Сандберги разлучаются, но в конечном счете воссоединяются.

«Им удается вернуться оттуда вместе. Но вы видите, что они травмированы», —  замечает Ле Гюэ.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Можно ли рассказать историю антисемитизма в четырех сериях?

На протяжении веков лидеры тех или иных стран использовали антисемитизм, чтобы отвлечь внимание от разного рода кризисов, создавая «козла отпущения» и объединяя своих граждан в общем деле: обвинении евреев. Антисемитизм, его история, его будущее – уникальны. Это сфера, где нельзя делать прогнозы. Укоренившийся, всепроникающий и податливый антисемитизм остается хитрым оборотнем.

Великий теоретик отрицания Холокоста Робер Фориссон

Когда Фориссон убедил Le Monde напечатать «Спор о газовых камерах», это был его триумф, и он ознаменовал — сенсационно — высшую точку данного конкретного успеха. Но он сумел привлечь внимание ряда известных интеллектуалов и убедить их принять его на равных, как мыслителя с научной жилкой, смелого и свободного от предубеждений, и это был еще более существенный успех.

Фейсбук по‑прежнему толерантен к антисемитам и отрицателям Холокоста

Согласно расследованию, проведенному британской газетой «The Times», «огромное количество постов, призванных возбудить ненависть к евреям и спровоцировать насилие против них», по‑прежнему находится в Фейсбуке. «О некоторых из них, — утверждает газета, — было сообщено в конфликтную комиссию социальной сети. После этого некоторые материалы были сняты, но целый ряд антисемитских постов и страниц остались нетронутыми».