«Моссад» нанес удар по оборонным объектам Ирана в интересах Израиля
28 января на оборонный объект в иранском городе Исфахан была осуществлена Израилем для защиты интересов собственной безопасности, а не для предотвращения экспорта оружия в Россию, говорится в статье «The New York Times» 29 января, сообщает «The Times of Israel ».
Удар был нанесен разведывательным агентством «Моссад», сообщает газета со ссылкой на высокопоставленных представителей разведки США. В статье отмечается, что Исфахан является центром ракетной промышленности Тегерана и местом сборки ракеты средней дальности «Шахаб», способных поразить Израиль. Иран до сих пор не поставил ракеты России, несмотря на появившиеся в октябре сообщения о том, что он планирует это сделать, но Тегеран поставляет беспилотники-смертники «Shahed-136». В некоторых сообщениях говорится, что предполагаемый израильский удар был нацелен на иранскую программу беспилотников. В заявлении Министерства обороны Ирана говорится, что по объекту были запущены три беспилотника, два из которых были успешно сбиты. По словам министерства, третий, по-видимому, долетел до здания, нанеся «незначительные повреждения» его крыше и никого не ранив.
Базирующееся в Лондоне оппозиционное иранское новостное издание «Iran International» со ссылкой на очевидцев сообщило, что они видели три или четыре взрыва. Государственное информационное агентство IRNA позже описало беспилотники как «квадрокоптеры, оснащенные бомбами». Квадрокоптеры, получившие свое название от наличия четырех роторов, обычно работают на коротких дистанциях с помощью дистанционного управления. Позже иранское государственное телевидение показало кадры с обломками дронов, которые напоминали имеющиеся в продаже квадрокоптеры. Беспилотники использовались в прошлых атаках внутри Ирана, которые также были приписаны Израилю несколькими СМИ, такие, как атака в июне 2021 года на центр производства центрифуг в Карадже и атака в феврале 2022 года на склад и производство военных беспилотников в Керманшахе. Американские чиновники заявили 29 января, что Вашингтон не стоял за ударом.
Это был первый предполагаемый израильский удар внутри Ирана с тех пор, как премьер-министр Беньямин Нетаньяху вернулся к власти, и он может означать продолжение им политики предыдущего правительства, которое усилило атаки внутри Исламской Республики. Бывший премьер-министр Нафтали Беннет заявил в видеоинтервью на «YouTube», которое было опубликовано «The New York Times», что он решил активизировать деятельность внутри Ирана после попыток Тегерана «убить израильтян на Кипре, в Турции» в 2022 году. Беннет рассказал, что после заговора командир Корпуса стражей исламской революции, стоявший за попыткой нападения, был «устранен» — это ссылка на убийство полковника Хасана Сайяда Ходаи в мае прошлого года.
Беннет заявил, что он отклонил просьбу президента США Джо Байдена к Иерусалиму предварительно уведомлять Вашингтон до того, как удары будут нанесены. «Есть вещи, о которых вы не захотите знать заранее», — заявил Беннет Байдену. В статье «Wall Street Journal», где также говорилось, что за ударом по Исфахану стоял Израиль, отмечалось, что нападение произошло в то же время, когда переговоры между Иерусалимом и Вашингтоном направлены на поиск новых способов противодействия ядерной программе Тегерана. Госсекретарь США Энтони Блинкен должен прибыть в Израиль 30 января. Иран осудил нападение, назвав его «трусливым», и обвинил врагов Ирана в попытке посеять нестабильность в Исламской Республике. «Этот трусливый акт был совершен сегодня в рамках усилий, предпринятых врагами иранского народа в последние месяцы, чтобы сделать Исламскую Республику небезопасной», — заявил 29 января на пресс-конференции министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир-Абдоллахиан. США недавно дали понять, что будут придерживаться более агрессивного подхода к Тегерану, в том числе в отношении его программы поставок беспилотников в Россию. Администрация Байдена также дала понять, что она отказалась от возможности возобновить соглашение с Ираном по его ядерной программе, известное как Совместный всеобъемлющий план действий, из которого в 2018 году вышел тогдашний президент США Дональд Трамп.
Затем Трамп ввел режим санкций «максимального давления», направленный против различных секторов иранской экономики, что вынуждает Тегеран в ответ расширять свою ядерную программу в нарушение СВПД. Сотрудничество Ирана с Россией, а также жестокое подавление протестов против режима, охвативших Иран с середины сентября, также сыграли свою роль в более жестком подходе Вашингтона. На прошлой неделе Израиль и США начали крупномасштабные совместные учения в Израиле и над восточной частью Средиземного моря, целью которых, как сообщается, было показать противникам, таким как Иран, что Вашингтон не слишком отвлекается на действия России на Украине и угрозы со стороны Китая мобилизовать крупные военные силы.
Нетаньяху, который во время своего последнего срока на посту премьер-министра отдавал приказы о многочисленных ударах по иранским объектам в Сирии и операциях на иранской территории, открыто заявлял о своем намерении противостоять ядерным устремлениям Тегерана любой ценой. В ноябре давний союзник Нетаньяху заявил в интервью, что, по его мнению, премьер-министр прикажет нанести удар по ядерным объектам Ирана, если США не заключат новое соглашение с Тегераном и не предпримут никаких действий в ближайшем будущем.