Зрительный зал

Шарлотта Саломон и ее «крупнейшее произведение искусства» времен Холокоста

Подготовил Семен Чарный 26 января 2023
Поделиться

Скрываясь от нацистов, немецкая еврейка, художница Шарлотта Саломон начала работать над серией автобиографических картин и текстов, содержащих, в том числе, до боли простые описания самоубийства ее тети и тезки: «1913 год. В один из ноябрьских дней молодая девушка по имени Шарлотта Кнарре покидает родительский дом и прыгает в воду». Об этом рассказывает журналистка New York Jewish Week Сара Розен.

Шарлотта Саломон с бабушкой и дедушкой, до 1940 года


Насыщенный и запоминающийся, этот образ стал отправной точкой для серии из сотен рисунков гуашью под названием «Жизнь? или Театр?», созданных между 1940 и 1942 годами. Жанр этого произведения лучше всего охарактеризовать как «автобиографическую драму»: в ней рассказаны личные истории, иллюстрированные яркими картинами и музыкальными интермедиями.

Саломон в ее 20 лет, проделав основную часть работы, назвала это произведение «зингшпилем» — «пьесой с музыкой».

Ныне же фильм, снятый французскими режиссерами, сестрами Дельфиной и Мюриэль Кулен, представляет собой кинематографическое отображение этой самой известной работы Саломон.

Мировая премьера фильма «Шарлотта Саломон: Жизнь и девушка» состоялось 18 января в рамках Нью-Йоркского фестиваля еврейского кино.

Фильм находится где-то между кинематографом и арт-инсталляцией: если не считать краткого вступления и заключения, большую часть экранного времени занимают экспрессивные картины Саломон. Звуковое оформление оживляет картины: это музыка, указанная Саломон в ее оригинальном сценарии, и текст, прочитанный актрисой Вики Крипс («Призрачная нить», «Корсаж»), играющей главную героиню — Шарлотту.

«Мы не хотели снимать о ней сугубо документальный фильм, — говорит Дельфина Кулен. —  Мы хотели сделать то, чего никогда еще не делалось: создать настоящее кино с картинами, музыкой и текстом и вообразить, что представляла себе Шарлотта, когда рисовала… Ведь ее  соседи слышали, как она поет, пока рисует…»

В наши дни Саломон, умершая в Аушвице в возрасте 26 лет в 1943 году, является чем-то вроде культовой фигуры для любителей искусства и еврейских историков.

В своей статье в New Yorker в 2017 году писательница Тони Бентли отмечала, что серия «Жизнь? или Театр?» является «крупнейшим произведением искусства, созданным евреями во время Холокоста».

Шарлотту Саломон иногда сравнивают с Анной Франк. Впрочем, критики отмечали, что это сравнение не справедливо ни для одной из них: есть различие между юношеской прямотой строк Франк, записанных в то время, когда она скрывалась, и более зрелыми, утонченными изображениями, сделанными молодым художником Саломон.

Она родилась в Берлине в 1917 году и выросла в культурной семье немецких евреев. Ее мать умерла, когда девочке было 8 лет. Шарлотта училась в Академии художеств в Берлине, пока приход к власти нацистов не сделал ее дальнейшее обучение невозможным. В 1938 году ее отец провел некоторое время в лагере для интернированных, а после освобождения отправил дочь к бабушке и дедушке на юг Франции, где, как он надеялся, она окажется в безопасности.

После прибытия Саломон в Вильфранш-сюр-Мер, в 1939 году, ее бабушка совершила попытку самоубийства и в конце концов умерла. Тогда Саломон узнала, что мать ее тоже покончила жизнь самоубийством и что все женщины в ее семье страдали депрессией (в фильме это не освещается, но есть свидетельства того, что ее дедушка был жестоким человеком).

Саломон пишет в текстах серии «Жизнь? или Театр?»: «Моя жизнь началась, когда бабушка покончила собой и когда я узнала, что моя мать тоже покончила собой и что в глубине души я чувствовала такую же предрасположенность к отчаянию и смерти. Я подумала: либо я тоже покончу собой, либо создам что-то сумасшедшее и экстраординарное».

Картины из серии «Жизнь? или Театр?»


В течение следующих двух лет Саломон создавала именно это. Она написала около 1300 картин на темы своей жизни в изгнании. Она сопроводила эти картины текстом и музыкальными интермедиями, включающими Баха, Шуберта, Малера и немецкий гимн Deutschlandlied. Она создала целый мультимедийный проект, как бы это назвали сейчас.

Когда нацистская хватка во Франции стала все более отчетливой, Саломон, уже понимая, с какой опасностью столкнулась, принесла все свои картины другу, городскому врачу.

В фильме есть сюжет, как она говорит ему: «Позаботься об этом. Это вся моя жизнь». Несколько недель спустя Саломон, на пятом месяце беременности, была отправлена в Аушвиц, где погибла 10 октября 1943 года.

В то время как визуальные работы Саломон включают изображения нацистов, различных форм антисемитизма и преследований, большая часть серии «Жизнь? или Театр?» — а потому и фильма — посвящена фонтанирующей внутренней жизни и автобиографии ее создательницы. Она исследует самоубийство, похоть по Фрейду, психологическое расстройство, музыку, философию и собственные творческие порывы.

И все же драма под названием «Жизнь? или Театр?» является продуктом своего времени, а потому фильм включает в себя исторические кадры прихода к власти Гитлера.

Хотя сами сестры — французские режиссеры — не считают себя еврейками, Дельфина заявляет, что у них есть родственники-евреи и отмечает: содержание фильма сейчас актуально как никогда.

«Антисемитизм никогда не заканчивался, но ныне во Франции и в Европе в целом он сильнее, чем когда-либо, начиная с 1945 года, — утверждает она. — Мы действительно видим это и говорим об этом почти каждый день. Мы не можем игнорировать это… Несмотря на странные времена, в которые мы живем, Шарлотта придает нам сил, потому что она преодолела свое время с твердой верой в искусство и любовь».

Фильм заканчивается удивительными кадрами начала 1960-х годов, на которых отец и мачеха Саломон, выжившие в Нидерландах, смотрят картины своей дочери.

«Я был удивлен, обнаружив ее работы», — говорит ее отец Альберт. Он ничего не знал о грандиозном творческом проекте своей дочери, пока после войны, вместе со своей женой, не посетил Вильфранш-сюр-Мер в надежде найти какие-то следы жизни Шарлотты.

«Работа очень-очень яркая — и очень выразительная жизнь во всех ее аспектах», —  замечает Дельфина об искусстве Саломон. 

Сестры Кулен

Сестры Кулен были вдохновлены задачей донести ее работы до широкой аудитории. В 2019 году Мюриэль поставила свою первую театральную пьесу под названием «Шарлотта»: это была инсценировка произведения Саломон, предназначенная  для театра. Спектакль шел в Париже в Театре дю Ронд Пойнт. Когда же пандемия сovid-19 остановила представления, сестры Кулен перенесли постановку на пленку.

Дельфина говорит, что их очень влекла «пронзительная история» короткой жизни Саломон, увековеченная благодаря ее исключительному творческому порыву перед лицом невзгод.

«В трудные времена — а ее времена, вероятно, были самыми трудными — она продолжала верить в искусство, — замечает режиссер. — А искусство помогает выжить. Оно может подарить кусок вечности. Мы бы не говорили о ней, если бы она не смогла завершить свою замечательную работу». 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The New Yorker: Одержимость искусством и великое признание Шарлотты Саломон

80 лет назад, 19 июля 1937 года, в Мюнхене открылась выставка «Дегенеративное искусство». В здании галереи в парке Хофгартен было представлено около 650 произведений художников, конфискованных нацистами в 32 музеях Германии. Несколько месяцев спустя выставку демонстрировали в Берлине, где в престижной Академии искусств училась юная Шарлотта Саломон. Через шесть лет 26-летняя художница погибнет в нацистском концлагере.

На пересечении бессилия и гнева

На исходе ХХ века и по ходу XXI, с открытием границ и появлением совершенно новых технических возможностей, многие, в том числе среди русско‑еврейской интеллигенции, занялись реконструкцией семейной истории, заполнением белых пятен, обращаясь к генеалогам и генеалогическим сайтам, изучая семейные архивы и отправляя запросы в государственные, посещая бывшие местечки в Белоруссии и на Украине и еврейские кладбища.