Еще посмотрим

«Заколдованный художник»: ретроспектива Анатолия Каплана в «Бейт Ави Хай» в Иерусалиме

Мария Хинич 25 января 2023
Поделиться

19 января в Иерусалиме в культурном центре «Бейт Ави Хай» впервые в Израиле открылась ретроспектива работ советского еврейского художника Анатолия Каплана.

Анатолий Каплан. Помолвка. Темпера на холсте. 1977

На выставке представлено более 100 работ (а в одновременно открывающейся онлайн‑версии выставки на сайте «Бейт Ави Хай» их заметно больше — 210). Большую часть представленных работ в Израиле показывают впервые.

Выставка работает до сентября, вход свободный.

Эта выставка — значимое событие не только для поколения тех, кто знал творчество Каплана по его живописи, графике и книжным иллюстрациям, но и для молодого поколения, интересующегося историей советского еврейства — историей противостояния и выживания.

На открытие выставки приехали коллекционеры работ Анатолия Каплана супруги Людмила и Исаак Кушнир, куратор его выставки в Петербурге, искусствовед Наталия Козырева, этнограф, филолог и переводчик Валерий Дымшиц, а также другие почитатели его творчества.

Анатолий Каплан был выдающимся художником. Его творчество, зачастую вдохновленное классическими произведениями еврейской литературы, отражает те изменения, которые претерпели евреи в Советском Союзе.

Заколдованный портной. Титульный лист. Цветная литография. 1953–1963

Работы, представленные в иерусалимском культурном центре «Бейт Ави Хай» в рамках ретроспективы, созданы художником с 1937 по 1980 год: это картины маслом, литографии, керамика, скульптура и редкие издания проиллюстрированных им книг.

Заколдованный портной. Глава вторая: портной уходит Цветная литография. 1953–1963

Кураторами выставки, расположенной на трех этажах здания культурного центра, выступили исполнительный директор «Бейт Ави Хай» Давид Розенсон и поэт и режиссер Амихай Хассон, руководитель программы культурных проектов и фестивалей «Бейт Ави Хай».

Заколдованный портной. Глава третья: гостиница. Цветная литография. 1953–1963

Анатолий Каплан обычно упоминается в одном ряду с художниками Марком Шагалом и Хаимом Сутиным. Его работы включены в коллекции всемирно известных музеев, в том числе нью‑йоркского MoMA. Выставки Каплана организовывались в Нью‑Йорке, Амстердаме, Берлине, Лондоне, Бостоне, Лейпциге, Вероне, Турине, Праге — притом что самому Каплану ни разу не предоставили возможность выехать за пределы СССР, даже на вернисажи собственных выставок. В Нью‑Йорке еще в 1959 году работы Каплана экспонировались на выставке, посвященной 100‑летию со дня рождения Шолом‑Алейхема. А в 2006 году в Санкт‑Петербурге, в Русском музее, прошла большая ретроспективная выставка, охватывавшая все этапы и направления его творчества.

В Израиле жизнь и творчество Каплана прежде были известны в основном искусствоведам. Его единственная выставка прошла в Иерусалиме 60 лет назад — в тогдашнем Национальном музее Бецалель. Хотя Каплан — один из самых значимых еврейских художников ХХ века, в Израиле о нем мало кто знает.

Анатолий (Танхум) Каплан родился в 1902 году в Рогачеве (Беларусь) и умер в 1980 году в Ленинграде (ныне Санкт‑Петербург). Несмотря на особенности цензуры и надзора со стороны властей в советский период, основную часть своих работ Каплан посвятил еврейской тематике, в том числе произведениям Шолом‑Алейхема и Рогачеву — городу своего рождения, где в 1941 году в гетто погибли его родители. Существуя как бы внутри этого обособленного мира, соскальзывая с «радаров» советской цензуры, Каплан сумел вложить в свои картины скрытые послания, отражающие борьбу между советской реальностью и еврейской идентичностью.

Тевье‑молочник. Арончик и Шпринца. Литография. 1957–1966

В иллюстрациях, которые он создавал для произведений еврейской литературы, а также в оригинальных картинах, скульптурах и гравюрах художник возвращался в родное местечко и воскрешал утраченный еврейский мир XIX века.

Молитва в синагоге. Глазурь на глине. 1970‑е 

Наряду с работами на еврейские темы Каплан посвятил множество своих произведений Ленинграду, а также иллюстрировал книги выдающихся писателей: не только Исаака Бабеля, Шолом‑Алейхема и Менделе‑Мойхер Сфорима, но и Чехова, а в керамической скульптуре обращался к образам из произведений Гоголя.

В течение 12 лет Каплан был самым высокооплачиваемым художником в Ленинграде, но, согласно политике советского правительства, почти вся выручка от продажи работ передавалась государству, Каплан получал всего 2%.

Умер он в Ленинграде в 1980 году в возрасте 77 лет.

Ленинград. Ремонт Исаакиевской площади. Литография. 1944

Большая часть работ, выставляемых в культурном центре «Бейт Ави Хай», предоставлена Исааком и Людмилой Кушнир из Петербурга. Остальные работы арендованы для этой репрезентативной выставки из частных коллекций в Иерусалиме и Нью‑Йорке.

Ежемесячно на выставке — вплоть до сентября 2023 года — будут проходить лекции на разных языках.

Рассказы для детей. Разбойники. Цветная литография. 1965–1970

К открытию подготовлен полноцветный каталог в твердом переплете на иврите и на английском. В него вошли репродукции работ Каплана, впервые выставленных за пределами России.

Онлайн‑версия выставки запущена на иврите, английском и русском языках.
Дополнительная информация: www.bac.org.il

Часы работы выставки: с 22 января ежедневно, кроме субботы, с 10.00 до 18.00 и в пятницу с 10.00 до 13.00. «Бейт Ави Хай», улица Кинг Джордж 44, Иерусалим.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Трагическая исповедь Анатолия Каплана

Когда на рубеже 1953 и 1954 гг. Каплан принимался за первую свою работу по мотивам произведений Шолом-Алейхема, он не предполагал, что тем самым именно теперь, на шестом десятке жизни, открывает не просто новую, а самую главную страницу своей художнической биографии. Не случайно творческая встреча с Шолом-Апейхемом оказалась столь счастливой для Каплана. Художник нашел литературный материал, который всем близок ему — темами, образами, интонацией.

Бабий Яр в живописи и скульптуре: от Василия Овчинникова до Вадима Сидура

Тема Бабьего Яра не оставляла художников равнодушными начиная с 1940‑х годов, когда в свете государственного антисемитизма и идеологической концепции «советского народа» в качестве жертвы нацистов это было опасно для профессиональной карьеры. Рискованно это и сегодня, но риск уже другой: риск тривиализации и банализации темы, ее забалтывания. И приурочивание произведений к юбилейным датам служит тут неплохим индикатором.

Казимир Малевич и Марк Шагал. Фантазия

Оба шли в искусстве к намеченной цели своими путями. Шагал и Малевич, как подлинные артисты своего дела, походили на Вселенную, которая, по определению Паскаля, имеет центр везде, а окружность — нигде. Тридцать пять лет назад умер Марк Шагал.