Недельная глава «Ваэра». Дух людей в материальном мире
Иногда Тора сообщает что‑то фундаментально важное в такой фразе, которая вроде бы несущественна и обронена случайно. Вот показательный пример из начала нашей недельной главы.
На прошлой неделе мы прочли, как Б‑г послал Моше к сынам Израиля, чтобы тот вывел их из рабства и привел к свободе, но первые попытки Моше провалились. Фараон не только отказался отпустить наш народ, но дополнительно ужесточил сынам Израиля условия труда. Им не уменьшили норму кирпичей, а еще и велели самим собирать солому, которая использовалась при их изготовлении. Народ пожаловался фараону, а затем пожаловался Моше, а Моше, в свою очередь, пожаловался Б‑гу: «Зачем Ты навел беду на этот народ? Зачем только Ты послал меня [к нему]?»
В начале сегодняшней недельной главы Б‑г говорит Моше, что непременно выведет сынов Израиля из рабства и приведет к свободе, а затем велит Моше объявить об этом народу. И вот что мы читаем:
«И Моше сказал об этом сынам Израиля, но они не слушали его, потому что их дух был сломлен, а работа — тяжела» (Шмот, 6:9).
Часть фразы, выделенная здесь курсивом, вроде бы легка для понимания. Народ не стал слушать Моше, потому что Моше и раньше приносил вести от Б‑га, но они ни в малейшей степени не улучшили положение народа. Люди были загружены повседневными заботами, чтобы просто выжить. Их раздражали утопические обещания, казавшиеся абсолютно оторванными от реальности. Моше не оправдал их ожиданий. У народа не было оснований полагать, что он оправдает ожидания в будущем. На таком уровне все просто и ясно.
Но подспудно происходит какой‑то более тонкий процесс. Когда у горящего куста произошла первая встреча Моше с Б‑гом, Б‑г велел ему повести за собой народ. Но Моше снова и снова отказывался, ссылаясь на то, что народ не станет его слушать. Дескать, он не умеет красиво говорить, его речь и язык медлительны, у него «необрезанные уста» . Он лишен дара красноречия. Он не умеет переубеждать толпы. Лидер‑вдохновитель из него никакой.
Но оказалось, что Моше одновременно был прав и ошибался: он верно предположил, что народ не станет его слушать, но неверно понимал, в чем причина. Дело было не в том, что Моше не справлялся с задачами лидера или оратора. Собственно, дело было и не в самом Моше. Люди не слушали, «потому что их дух был сломлен, а работа — тяжела». Другими словами, если вы хотите поднять духовный уровень людей, вначале позаботьтесь о повышении материального уровня их жизни. Это один из самых гуманизирующих аспектов иудаизма.
Его особо выделяет Маймонид в «Путеводителе растерянных» . Он пишет, что у Торы две цели: благоденствие души и благоденствие тела. Благоденствие души — нечто внутреннее и духовное, а для благоденствия тела необходимы сильное общество и сильная экономика с верховенством закона, разделением труда и стимулированием торговли. Телесное благополучие — состояние, при котором все наши физические потребности удовлетворяются, но никто из нас не сможет обеспечить себе подобное благополучие собственными силами. Каждый из нас на чем‑то специализируется и обменивается плодами своих трудов с другими. Поэтому нам необходимо правильно устроенное, сильное, справедливое общество.
Духовные достижения, пишет Маймонид, выше материальных, но о материальных мы должны позаботиться в первую очередь, поскольку «человек, страдающий от сильного голода, жажды, жары или холода, не может уловить мысль, даже если ее излагают другие, и уж тем более не может додуматься до нее сам». Иначе говоря, если наши базовые физические потребности не удовлетворяются, мы не сможем достичь духовных высот. Когда дух людей сломлен тяжелой работой, они просто не в силах слушать Моше или любого другого пророка. Если вы хотите поднять духовный уровень людей, вначале улучшите материальные условия их жизни.
В современную эпоху эту мысль выразили — причем их формулировки стали классическими — два еврейских психолога из Нью‑Йорка, Абрахам Маслоу (1908–1970) и Фредерик Герцберг (1923–2000). Маслоу бился над вопросом, почему многие люди так и не реализуют свой потенциал в полной мере. Он — как и впоследствии Мартин Зелигман, создатель позитивной психологии, — полагал, что психология должна посвятить себя не только лечению заболеваний, но и дальнейшему укреплению психического здоровья. Самый известный вклад Маслоу в исследование человеческого сознания — его теория «иерархии потребностей».
Человек — не просто ворох потребностей и желаний. То, что нас заботит, четко ранжировано. Маслоу насчитал пять ярусов. Первый — наши физиологические потребности: нам нужны пища и укрытие от стихий. Это базовые потребности, без удовлетворения которых нам попросту не выжить. Второй — потребности, касающиеся нашей безопасности: нам нужно защититься от вреда, причиняемого другими людьми. Третий — наша потребность в любви и принадлежности к некоей социальной группе. Выше — наше стремление к признанию и уважению, а еще выше — потребность в самореализации: стремление реализовать свой потенциал, стать тем, кем человек, на его собственный взгляд, может и должен стать. С годами Маслоу добавил еще одну ступень пирамиды, самую высокую: выход за грань своего «я», стремление возвыситься над своим «эго», практикуя альтруизм и развивая в себе духовность.
Герцберг упростил эту структуру, разграничив физические и психологические факторы. Первые он назвал «потребностями Адама», вторые — «потребностями Авраама». Особенно Герцберга интересовала мотивация людей, побуждающая их трудиться. В конце 1950‑х он заключил (и недавно его идее дал вторую жизнь американо‑израильский экономист Дэн Ариели), что есть и другие мотивирующие факторы, кроме денег, зарплаты и иных форм финансового вознаграждения. Если повысить человеку зарплату, не факт, что он станет работать лучше или старательнее, проявлять более творческий подход. Материальное стимулирование действенно, но лишь до некоторого предела, а затем мотивирующим фактором становятся заковыристые задания, побуждающие развиваться, творить, докапываться до смысла своей деятельности и вкладывать свои таланты в успех некоего большого дела. Деньги апеллируют к нашим «потребностям Адама», но чувство, что наша деятельность имеет смысл, апеллирует к «потребностям Авраама».
В этом содержится некая истина, которую евреи и иудаизм были склонны осознавать и выставлять своим жизненным принципом в более широкой мере, чем другие цивилизации и религии. Почти все религии — это культуры смирения с порядком вещей. На свете есть бедность, голод и болезни, потому что так устроен мир; значит, Б‑г создал мир именно таким и желает видеть его таким. Да, мы можем обрести счастье, нирвану или блаженство, но, чтобы достичь их, следует бежать от мира — медитировать, или удалиться в монастырь, или достичь отрешенности с помощью наркотиков или транса, или терпеливо дожидаться радости, уготованной нам в Грядущем мире… Религия — анестезия, благодаря которой мы не чувствуем боли.
В иудаизме все не так. Когда заходит речь о бедности и болезненных страданиях в земном мире, наша религия — религия протеста, а не смирения. Б‑г вовсе не желает, чтобы люди страдали от бедности, голодали, болели, подвергались гнету, оставались необразованными или бесправными, подвергались издевательствам. Чтобы искоренить все это, Он сделал нас Своими представителями, через которых Он действует. Он хочет, чтобы мы были Его партнерами в деле искупления. Потому‑то многие евреи становятся врачами — то есть борцами с болезнями, юристами — борцами с несправедливостью, педагогами — борцами с невежеством. Наверняка потому из евреев вышло столько экономистов‑новаторов и лауреатов Нобелевской премии в своей области. Майкл Новак пишет, цитируя Ирвинга Кристола: «Еврейская мысль всегда спокойно мирилась с определенной, четко упорядоченной житейской практичностью, меж тем как христианскую мысль всегда влекло ко всему, что не от мира сего. Еврейская мысль неприкрыто ориентируется на частную собственность, меж тем как католическая мысль (ее почти с самого начала формулировали главным образом священники и монахи) упорно пыталась переключить внимание своих приверженцев с дел и забот земного мира вовне — на Мир грядущий. В результате рядовые евреи, воспитанные законом и пророками, издавна чувствовали себя в земном мире, как в своей стихии, меж тем как рядовые католики считали земной мир юдолью искушений и суетой, лишь отвлекающей от их подлинного дела, то есть приуготовления к Миру грядущему» .
Б‑га следует найти не только в Грядущем мире, но и в нашем, в земном. Но чтобы достичь духовных высот, вначале необходимо удовлетворить материальные потребности. Авраам превосходит Адама своим величием, но Адам пришел в мир раньше Авраама. Когда физические условия существования суровы, дух людей сломлен и они не в силах услышать слово Б‑га, даже когда его возвещает Моше.
Об этом хорошо сказал рабби Леви‑Ицхак из Бердичева : «Не беспокойся о состоянии души другого человека и о потребностях своего тела. Беспокойся о телесных потребностях другого человека и о состоянии своей души».
Борьба с бедностью, лечение болезней, обеспечение верховенства закона и соблюдение прав человека — все это духовные задачи, такие же духовные, как молитва и изучение Торы. Разумеется, молитва и изучение Торы стоят выше, но задачи, перечисленные в начале первой фразы, нужно решать в первую очередь. Люди не в силах расслышать Б‑жью весть, если их дух сломлен, а работа тяжела.