Американцам не впервой переносить собственные внутренние «битвы культур» на зарубежные конфликты, и конфликт между израильтянами и палестинцами не стал исключением. Понятия «раса», «гнет» и «привилегии» в их нынешнем восприятии — таково мерило, прилагаемое многими американцами к событиям совсем иного рода, происходящим где-то за тысячи миль, на Ближнем Востоке. На митинге, происходившем в разгар боестолкновений в Израиле и Газе, член палаты представителей конгресса США от Мичигана Рашида Тлаиб заявила: «Они поступают с палестинским народом так же, как продолжают поступать здесь с нашими черными братьями и сестрами». Точно так же Кори Буш, член палаты представителей от Миссури, объявила своей палате конгресса: «Пока все наши дети не будут в безопасности, мы продолжим борьбу за наши права в Палестине и Фергюсоне».
В сознании многих людей Израиль стал воплощением глобальной «белизны» — понятия, тождественного расовому превосходству. Это позволило писателю Вьет Тхань Нгуену, лауреату Пулитцеровской премии, в статье, опубликованной «Нью-Йорк таймс» в декабре 2020-го, осудить «белых писателей» и «привилегию белых» и тут же, прямиком, перейти к осуждению Израиля как их «единомышленника», «колониального государства поселенцев». (Единственная, кроме Израиля, страна, о которой Нгуен упомянул в статье, — Соединенные Штаты.) Нгуен плохо себе представляет демографический состав Израиля, но его представления совпадают со взглядами куда более широкого движения воуков : те считают неправомерными успех определенных меньшинств и их борьбу за собственные права, приписывая этим меньшинствам такую явную наследственную привилегию, как принадлежность к «белым».
В стремительно меняющейся социальной обстановке в США кое-кто пытается представить американских евреев символом не только привилегий белых, но и угнетения других рас белыми. В 2017 году в Иллинойсском университете в Чикаго расклеили листовки с карикатурной схемой властной иерархии, где над вершиной значилось: «1% — гетеросексуальные белые мужчины? Или 1% — евреи?» В следующем году в университете Стоуни-Брук организация «Студенты за справедливость в Палестине» сравнила сионистов с «нацистами, белыми националистами и членами ку-клукс-клана». По-видимому, такая риторика распространена относительно широко.
Но попытки «побелить» американских и зарубежных евреев — не изолированное явление. Они также не предвещают ничего хорошего другим американским меньшинствам, попавшим под раздачу в баталиях между культурами. У стараний «побелить» евреев, чтобы тем самым демонизировать или дискредитировать их историю в Америке, есть много общего со сходными попытками перевести американцев азиатского происхождения в другую расовую категорию.
Истории американских евреев и американцев азиатского происхождения во многом похожи. Больше десяти лет назад журналист и бизнесмен Джефф Янг написал об американских евреях и американцах азиатского происхождения: «Мы с вами хорошо знаем, каково это, когда нас провозглашают то образцом американской мечты — мол, эти люди из поколения в поколение поднимались все выше, от нищеты к успеху в профессиях, требующих высокой квалификации, — то главным героем американского кошмара, объявляя нас “паразитами”, распространяя клевету, будто мы замыкаемся в своем кругу и своекорыстны, скидывая нас со счетов или представляя в образах диковинных иноземцев и вечных чужаков». Вопреки препятствиям, с которыми в Америке сталкивались евреи и выходцы из Азии, обе общины грандиозно продвинулись в обществе: сегодня обе эти группы занимают в США одно из первых мест по богатству и уровню образования, а также поспособствовали кардинальным переменам в интеллектуально-культурной среде страны, заняв плацдармы в журналистике, научном сообществе, индустрии развлечений, бизнесе и технологическом секторе.
Намеренно «белить» американских евреев, заодно нагружая их всем прилагающимся к статусу «белой расы» политическим багажом, — значит, сводить запутанную историю иммиграции и лишений, дискриминации и успеха к примитивной байке о привилегиях. Эпоха товарищества, которая, как наивно надеялись американские евреи, должна была наступить после их участия в движении за гражданские права и других кампаниях борцов за прогресс, так и не пришла. На самом пике этой общественной активности прогремело едкое соображение Джеймса Болдуина: «Негры — против евреев, потому что они — против белых». Как только члены американской еврейской общины в какой-то мере преуспели, их заклеймили как «белых», чтобы приписать участие в неустранимо расистской системе и ее активное использование. Сами посудите, ну разве иначе евреи сумели бы преуспеть — и так преуспеть?! Разве иначе американцы азиатского происхождения сумели бы преуспеть сегодня?
Обвинение в «близости к белым», которое сейчас предъявляют американцам азиатского происхождения, ставит их общину в странное положение. В 2019 году в нью-йоркском Департаменте по делам образования, на панельной дискуссии о борьбе с расизмом, двое ведущих «обрисовали иерархию расовых преимуществ с афроамериканцами в самом низу и белыми на вершине», сообщала «Нью-Йорк пост». Когда слушательница, удочерившая девочку из Азии, поинтересовалась, какое место занимают американцы азиатского происхождения, ведущие сообщили, что эта группа почти что на вершине, ибо, по их словам, достаточно «приближена к привилегиям белых», чтобы «извлекать выгоду из превосходства белой расы».
Из-за такой перетасовки «расовой колоды» самозваные поборники многообразия переменили и свое отношение к американцам азиатского происхождения. Например, в 2020 году, рецензируя доклад о ситуации с многообразием в компании Гугл, журналист «Форбс», пишущий о равенстве и инклюзии, решил, что американцы азиатского происхождения — больше не цветные. То есть американцев азиатского происхождения зачислили в противоположную категорию: Гугл отчиталась о лишь «незначительном увеличении представительства женщин и цветных», оставаясь компанией, где «в трудовом коллективе непропорционально много белых, азиатов и мужчин». Вывод очевиден: американцы азиатского происхождения — больше не цветные, достигшие определенного успеха. Напротив, их успех — как реальный, так и воображаемый — аннулировал их статус цветных.
Публицист Кенни Шу гадает, когда именно американцы азиатского происхождения стали «белыми». «Родители многих из них — нищие иммигранты, каких-то несколько десятков лет назад сбежавшие от коммунизма, — подчеркивает Шу. — С какой стати их смешивают в одну кучу с белыми — разве у них схожий исторический опыт?» И впрямь, такое ощущение, что у общества провал в памяти: оно начисто забыло про политику США на рубеже XIX–XX веков, призванную сдержать «желтую угрозу», а именно иммиграцию из Азии, про то, как филиппинцев объявили «подпорченной расой», про Закон о недопущении китайцев от 1923 года, про лагеря интернированных, куда упрятали японцев, про «пассажиров джонок», спасавшихся от бедствий вьетнамской войны.
Если в прежние времена в элитарных университетах типа Гарварда были квоты на прием евреев, то в наше время студенты-американцы азиатского происхождения подали в Верховный суд иск с обвинениями в сходной дискриминации. Без малого 100 лет назад президент Гарвардского университета Эбботт Лоуэлл стремился снять «еврейскую проблему», просто-напросто установив лимит — количество принятых евреев не должно было превышать 15% от общего числа студентов. Последние 10 лет доля американцев азиатского происхождения в Гарварде не меняется — как было 20%, так и осталось, хотя эта община — самая быстрорастущая в стране этническая группа. По оценке экономиста Питера Арчидиаконо (этого эксперта наняли истцы, которые судятся с Гарвардом), «не принадлежащий к категории бедняков американец азиатского происхождения, чьи достижения дали бы ему 25% шансов поступить в Гарвард, имел бы 36% шансов, будь он белым. Будь он испаноязычным американцем, его шансы составили бы 77%, а будь он чернокожим — возросли бы до 95%». Похожие выводы всплыли благодаря совершенно другому источнику — служебному докладу администрации Гарварда. Причем это далеко не новое явление; еще в 2007 году Дэниэл Голден написал в книге «Плата за вход»: «Американцы азиатского происхождения — это новые евреи, они, в свою очередь, стали самой дискриминируемой группой при поступлении в высшие учебные заведения».
И это как нельзя более очевидно в дебатах вокруг стандартизованных экзаменов. Недавно профессор Бостонского университета Ибрам Кс. Кенди заявил: «Стандартизованные экзамены стали самым действенным в истории оружием расизма, которое применяют, чтобы объективно занизить умственные способности людей с черной и коричневой кожей и законно оставить их за бортом престижных учебных заведений». Но, как недавно доказала обозреватель «Атлантик» Кэтлин Фланаган применительно к системе Калифорнийского университета, идея отмены таких экзаменов во имя «равенства» исподтишка направлена против американцев азиатского происхождения — единственной «чрезмерно широко представленной» группы в этом университете. Если такие экзамены — «самое действенное в истории оружие расизма», как они могут в то же самое время открывать двери перед представителями меньшинства, внешне непохожими на белых? Проще простого: американцы азиатского происхождения — «все еще меньшинство, но уже “белое”». Какой урок дает опыт американских евреев? Пожалуй, самый очевидный таков: общественная активность в поддержку прогрессивных идей и солидарности с другими меньшинствами, возможно, сама по себе и на своих условиях вполне желательна и даже высоконравственна, но не очень-то рассчитывайте на солидарность в ответ — едва вас зачислят в категорию привилегированной, а значит, эксплуататорской расы, это клеймо затмит все, и отделаться от него будет очень нелегко. Например, когда в прошлом году наблюдался рост преступлений на почве ненависти к американцам азиатского происхождения, СМИ и интеллектуалы изо всех сил старались выразить «солидарность» черных с выходцами из Азии и развенчать «стереотипы о кровавой розни между черными и выходцами из Азии», но их усилия в общем и целом пропали втуне — заметно не повлияли на уровень насилия. И точно так же ничуть не изменили «антирасистский» взгляд на экзамены, образование и трудоустройство; ведь его поборники упорно твердят, что, раз американцы азиатского происхождения составляют 7% населения Америки, их доля среди зачисленных студентов и трудоустроенных работников тоже не должна превышать 7%.
Все дело в том, что крыло воуков в составе прогрессистского движения, подобно радикальным крыльям более ранних либерально-социальных движений, зиждется на политике борьбы за власть. В его манихейской картине мира, где победитель получает все, позитивные тенденции в жизни какого-то одного расового меньшинства неизбежно истолковывают как негативные для жизни других меньшинств. В массовом сознании американцы азиатского происхождения, совсем как евреи в прошлом (а порой и сегодня), неотделимы от позитивных результатов образования, профессиональной карьеры и изменений социально-экономического статуса — тех самых результатов, которые трактуются массами как доказательство пособничества несправедливой, неэтичной и безнравственной системе. Если евреи считали себя единственной мишенью такого конспирологического и, говоря начистоту, расистского взгляда на мир, то, возможно, их должно порадовать, что у них — и это факт — есть товарищи по несчастью.
Оригинал публикации: Whitewashing Success