Антисемитизм

Антисемитизм с китайской спецификой

Тувия Джеринг. Перевод с английского Светланы Силаковой 7 декабря 2022
Поделиться

Материал любезно предоставлен Tablet

Если спросить китайских дипломатов, работающих в Израиле, они скажут: «В Китае нет антисемитизма». Их израильские коллеги в Пекине, вероятно, ответят вам так же: мол, соблюдающий еврей в кипе может гулять по главным улицам Шанхая, не опасаясь, что его оскорбят словом или действием (чего нельзя сказать о все большем числе европейских и американских городов), а свастику он видит разве что в буддистских храмах.

Но с этой слишком упрощенной картиной плохо вяжутся другие китайские реалии. Со времен самого недавнего конфликта в Газе — с мая 2021 года — антисемитские клише и настроения распространяют через китайские государственные СМИ, им потворствуют самые высокопоставленные китайские дипломаты, их перекраивают на современный лад известные китайские политические обозреватели. И не сказать, что Китай в этом смысле уникален: как только начинаются израильско‑палестинские столкновения, во всем мире поднимает голову антисемитизм, закамуфлированный под дозволенную критику израильской политики. Согласно ежегодному докладу Всемирной сионистской организации и Еврейского агентства, в результате кризиса 2021 года в Газе число антисемитских инцидентов резко увеличилось в десятках стран, не только в КНР.

Но в случае Китая есть одно ключевое отличие: в этой стране высказывания жестко регулируют, отслеживают, отфильтровывают, их подвергают цензуре сами авторы, поэтому нельзя не признать, что там новую волну ненависти к евреям не просто терпят, но и открыто поощряют. И действительно, новому поколению китайских кибернационалистов, политических аналитиков с хорошими связями и умело пользующихся медийными инструментами инфлюенсеров дали карт‑бланш на то, чтобы они ради своей карьеры отравляли умы активных интернет‑пользователей, а в Китае таких больше миллиарда, параноидальными сенсациями‑наживками, в том числе «про евреев».

Рассмотрим случай Лу Кэвэня.

Лу Кэвэнь.

Лу 39 лет, это основатель и владелец «Лу Кэвэнь Студио», базирующегося в Пекине новостного интернет‑канала типа «сам себе СМИ», который выпускает видеоролики и авторские комментарии на самые разные темы: военно‑стратегические вопросы, история, политика, экономика. За три года своего существования компания Лу обзавелась, по некоторым сведениям, 15 млн подписчиков на нескольких платформах социальных медиа в материковом Китае; в сентябре 2021 года Лу назначили пресс‑секретарем китайского автомобильного гиганта «БИД», где его сравнили с писателем и героическим революционером Лу Синем. К стремительному взлету Лу — от работника на заводском конвейере до звезды СМИ — некоторые китайские эксперты и журналисты относятся с завистью, восхищением и сарказмом. Один критик — и это типичная реакция — считает, что залогом успеха Лу стали не только легкие для восприятия темы, изложенные просто и доступно, но и готовность «полностью игнорировать факты и придавать информации сенсационность ради того, чтобы заманить зрителей».

29 мая 2021 года, спустя неделю после того, как перемирие в Газе вступило в силу, Лу выложил в интернет целый трактат в пяти частях, объемом 8 тыс. иероглифов, под названием «Кто такие евреи и как к ним следует относиться». Этот манифест — произведение неоригинальное; причем способ, которым в нем сопрягаются антисемитские клише, унаследованные от средневековой Европы, и более свежая клевета ближневосточного розлива, до боли знаком большинству западных читателей. Собственно, целые разделы этого труда — по‑видимому, плагиат или прямой перевод на китайский текстов, извлеченных из самых темных закоулков англоязычного интернета. Кое‑где Лу добавляет к этой мешанине свои размышления, а в других местах лишь пространно цитирует «Майн кампф» и «Протоколы сионских мудрецов». Даже когда прошлогодний конфликт в Газе давно затих, Лу продолжал публиковать статьи, где уверял, что, хоть «избейте его до смерти», он «никогда не согласится с утверждением, что евреи — хороший партнер китайского народа».

«Если она невысокого роста и с большим носом — значит, еврейка»: одна из иллюстраций к статье Лу. 

Но, хотя труды Лу такие же избитые и эпигонские, как любая типичная запись на форуме «Штормфронт», он все же эффективно доносит до китайской аудитории риторику ненависти, дотоле ей незнакомую.

В видеороликах и комментариях Лу говорится, что евреи — прохиндеи, скряги, ростовщики и наркоторговцы. Они — не просто этническая группа людей, породненных кровными узами и общей историей, они действуют, словно закрытый клуб, словно элитарная клика, связанная паутиной общих интересов, «и прежде всего это американские евреи». Благодаря этим социальным связям евреи пробились на ключевые должности глобального масштаба и «взяли под контроль три краеугольных камня американского общества, а именно финансы, СМИ и культуру». Евреи так глубоко проникли в американские властные структуры, что под еврейское влияние подпали несколько президентов: оба Буша, Обама, Байден — а также их семьи и администрации. Поскольку евреи контролируют антикитайские американские СМИ и занимают ключевые должности в антикитайском кабинете Байдена, они представляют собой «идеологический голос» США, передовой отряд все более энергичного крестового похода, развязанного Западом против народа и правительства Китая.

«Англосаксы, контролирующие войска, направляют свои авианосцы в Южно‑Китайское море — грозить Китаю, а евреи тем временем через Би‑би‑си, “Нью‑Йорк таймс”, “Вашингтон пост” и другие СМИ демонизируют и клеймят Китай, чтобы промыть китайцам мозги и колонизировать наши умы»

В одной из изложенных Лу конспирологических теорий (родилась она на зарубежных неонацистских форумах в конце 1990‑х, когда Великобритания передала Гонконг Китаю) евреев обвиняют в том, что они «самые могущественные наркобароны планеты», а значит, несут ответственность за начало опиумных войн в середине XIX века — периода, знаменующего самый страшный упадок в новейшей истории Китая. Каждому китайскому мальчику и девочке сызмальства внушают официальную версию истории опиумных войн: мол, иностранные державы Запада подвергли имперский Китай крайним унижениям и вынудили подписать несправедливые договоры, нарушающие его суверенитет и обрекшие китайский народ на наркотический дурман, отсталость и эксплуатацию. Причем в домыслах Лу Кэвэня во всем этом виноваты евреи.

Почему антисемитские материалы Лу находят читателей и зрителей среди представителей народа, который исторически очень мало соприкасался с евреями и доныне ими почти не интересуется? Расистские замечания о евреях, сочетавшиеся с восторженной оценкой сионистского движения, — явление отнюдь не новое, нечто подобное можно было прочесть у таких китайских реформаторов, интеллектуалов и прозорливых мыслителей, как Лян Цичао Лян Цичао — китайский философ, литератор, государственный и общественный деятель, один из лидеров либерального реформаторского движения в Китае конца XIX — начала XX века. — Здесь и далее примеч. перев.
, Ху Ши Ху Ши — один из ведущих китайских мыслителей и философов XX века, ученик и последователь Джона Дьюи.
и Сунь Ятсен Сунь Ятсен — китайский революционер, основатель партии Гоминьдан. Один из основателей и первый президент Китайской Республики.
. Но за последние два десятка лет миллиард китайцев стал широко пользоваться социальными медиа, в результате чего китайский экстремизм и кибернационализм превратились в явление межкультурного и межнационального толка, создающее питательную среду для антисемитских высказываний в сети.

Тут действуют две противоборствующие тенденции: с одной стороны — Китай открытая, глобализированная сверхдержава, как никогда тесно взаимосвязанная с внешним миром; с другой стороны — утлое китайское государство замкнулось в себе, столкнувшись с предполагаемыми угрозами извне, в том числе с covid‑19 и непрекращающимся стратегическим соперничеством с США. Китайские националисты, противопоставляя себя «инаковости» иностранных групп, надеются сплотить народ вокруг государственного флага и объединить разношерстные китайские социальные группы вокруг концепции единого, цивилизационного «китайского» самосознания, выдвинутой президентом Си Цзиньпинем.

Относительно того, усиливается ли при власти Си национализм, мнения исследователей китайских СМИ разнятся, но в многочисленных исследованиях и новостных статьях в стране документально засвидетельствованы рост расизма, шовинизма, популизма, гомофобии, ксенофобии и исламофобии. Это далеко не случайно: Си лично способствует развитию «патриотического воспитания», призванного привить китайскому народу «уверенность в культуре» своей цивилизации — «превосходной традиционной культуре», противостоящей коварной развращенности и злокозненности нескольких «других» культур, «представляющих угрозу для Китая». Пусть даже рядового партийного аппаратчика или государственного цензора антисемитские материалы Лу несколько ошарашат, его идеи прочно впаяны в санкционированное государством националистическое мировоззрение, которое предостерегает от иноземцев, берущих страну в кольцо и оказывающих на нее тлетворное влияние. Призывы Лу усилить государственный контроль, чтобы защитить от евреев «медийный суверенитет» Китая, наверняка встречают скорее радушный, чем холодный, прием.

Более того, если учесть, что в Китае государственные СМИ нервно реагируют на критику изнутри, а также неумолчно твердят, что западные страны и западное политическое устройство в упадке и не идут ни в какое сравнение с «превосходящим их, не имеющим себе равных социалистическим строем» Китая, то куда безопаснее провокационно высказываться о чужаках и международных делах, чем комментировать какие‑либо события внутри страны. Если речь идет о чем‑то настолько иноземном и далеком, как «евреи», также можно не опасаться, что типичный китайский интернет‑пользователь, которому лень тайком пробираться за «великий китайский файрвол» «Великий китайский файрвол» (или «Великий китайский брандмауэр») — неофициальное название системы «Золотой щит», используемой в КНР для фильтрации содержимого интернета. Предполагает, в том числе, блокировку многих зарубежных сайтов и сервисов. , не потребует ни дополнительной информации, ни контекста.

Между тем Лу Кэвэнь — не единственный заметный антисемит в современном Китае. В списке, составленном вашим покорным слугой, есть много антисемитски настроенных людей, и при этом они вовсе не маргиналы: среди них есть инфлюенсеры, знаменитые ученые, эксперты, связанные с госорганами, и известные стратеги, допущенные в элитарные политические круги. Специалисты по межличностным коммуникациям Ян Тянь и Фан Кэчэн из Китайского университета Гонконга показали в своем недавнем исследовании: очень многие из этих деятелей сотрудничают между собой и координируют свои материалы. Эта сеть токсичных националистов, а также глубоко укоренившиеся филосемитские клише, согласно которым евреи очень образованны, от природы умны и умеют делать деньги, затмевают усилия тех китайских журналистов и ученых, а их немало, которые пытаются доброжелательно рассказывать широкой аудитории об иудаизме, Израиле и евреях.

Антисемитизм в Китае, если только китайские власти не положат ему предел, наверняка пойдет в рост. Такие фанатики, как Лу Кэвэнь — а они уверены, что говорят от имени всех соотечественников, — обнаглели благодаря тому, что китайские политики ловко заметают все следы расизма на местах. Израильским и китайским официальным лицам для начала следует признать, что такая проблема, какой бы мелкой она сейчас ни казалась, существует, и воспользоваться и уже существующими, и только разрабатываемыми площадками, посвященными Холокосту и еврейской истории, чтобы выкорчевать ядовитые ростки антисемитизма.

Оригинальная публикация: Antisemitism With Chinese Characteristics

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Образованные люди — в большей степени антисемиты?

Обостренная неприязнь к евреям среди людей с более высоким уровнем образования — явление тревожное по нескольким причинам. Во-первых, возможно, евреи уверены, что опасность исходит в основном от далеких и незнакомых им групп, а не из кругов, где они обычно вращаются. Во-вторых, образованные люди обычно больше влияют на ход событий, а значит, их неприязнь не сулит евреям ничего хорошего. В третьих, если более образованные люди относятся к евреям враждебнее, чем другие, высокий уровень образования, дополнительные учебные курсы и тренинги, возможно, лишь усугубят предвзятость вместо того, чтобы ее ослабить.

Образ еврея в Китае

С одной стороны, образ еврея был символом любви к деньгам, неискренности, подлости, с другой – бедности, надежности, доброжелательности. Образу еврея в Китае в течение двух последних столетий придавалось то религиозное, то секулярное содержание. Он ассоциировался с «безродным рабом» и с «господствующей в мире силой», с националистом и космополитом, с «капиталистом-кровопийцей» и «пламенным коммунистом». Образ еврея мог быть воплощением то индивидуализма, то коллективизма, то традиционализма, то модернизма. Все некитайское, чуждое, враждебное признавалось еврейским, но и все китайское со знаком плюс также могло быть еврейским.

О затаенных формах расистского мышления

Может показаться, что благодаря Дональду Трампу и другим популистам правого толка снова стало возможно открыто выражать расистские взгляды. Львиная доля сторонников правых популистов и впрямь испытывала облегчение и радость оттого, что наконец‑то кто‑то может «говорить то, чего нельзя говорить».