Слово раввина

Цель нашей жизни — Царство Б‑жие навек

Берл Лазар 8 сентября 2022
Поделиться

Главный вопрос, встающий перед человеком в современном мире, — это вопрос о цели жизни. Ведь каждый день возникают новые задачи, надо решать всё новые проблемы — а зачем все это? В каждом деле, которое мы совершаем, есть цель, а если ее нет, мы за дело не беремся. Но раз мы живем, должна и у жизни быть цель. Если цели нет — зачем жить? А если цель есть, но мы ее не знаем, — как жить?

Если человек не знает, зачем живет, жизнь воспринимается как бесконечное повторение одинаковых дней, скучное и бессмысленное. Возникает состояние постоянной неудовлетворенности — все эти «кризисы взросления», «кризисы среднего возраста», комплекс неполноценности, комплекс «лузера» и прочее, что способно превратить жизнь в сплошное мучение. Посмотрите вокруг: люди все время в движении, а многие ли из них понимают, куда и зачем идут?..

Именно на эти вопросы отвечает сегодняшняя мишна — и это последняя мишна трактата «Пиркей авот»: «Все, что создал Г‑сподь в мире Своем, создал Он во славу Себе, как сказано: всё, что названо именем Моим, — во славу Себе создал Я, и сотворил, и сделал; и еще сказано: Г‑сподь будет царствовать во веки веков».

Как всегда, возникает ряд вопросов. Зачем Б‑гу нужна слава, если Он и без того всемогущ и вездесущ? Зачем Б‑гу слава от нас, если Он создал нас и весь мир заодно? Если цель нашей жизни — воздать славу Б‑гу, то как это сделать? Как вообще это от нас зависит? И при чем тут идея, что Б‑г будет царствовать вечно?

Ответим по порядку. «Во славу Себе создал Я, и сотворил, и сделал» — это фраза из книги Йешаяу. Почему идут подряд три глагола, на первый взгляд синонимичные? Каббала объясняет, что речь о трех видах творения: о создании высшего мира, мира духовного и мира материального. В каждом из миров есть своя иерархия. Сейчас мы уже достаточно хорошо изучили материальный мир, чтобы понять, что его основа — первостихии (земля, воздух, вода) — имеет целью обеспечить существование и развитие мира растений; мир растений существует, чтобы обеспечить существование мира животных, которые растениями питаются; а мир животных своим существованием позволяет физически выживать человеку. Так каждое творение Б‑жье приходит в этот мир, чтобы дать возможность существовать творению более высокому. И, выполняя свое предназначение, каждое творение само поднимается выше.

Эту идею иллюстрирует хасидская притча. Был один бедный раввин, который часто собирал у себя дома фарбренгены, на которых люди говорили «лехаим» и обсуждали мудрость Торы. Однажды хасиды пришли к нему, а в доме совершенно нечего есть. Что делать, пришлось раввину зажарить единственную курицу‑несушку, бывшую в его хозяйстве. Наутро жена идет за яйцами, чтобы приготовить завтрак, а курицы нет. Спрашивает у мужа, куда та подевалась, а он ей в ответ: «Курица наша поднялась в высоту: еще вчера она говорила только “ко‑ко‑ко”, а теперь говорит слова Торы!»

Вот что в действительности означает «во славу Б‑га». Не восхваление Б‑га, не возвеличивание: Он в наших хвалах не нуждается, а возвеличить Его невозможно, потому что Он — всё. Жить «во славу Б‑га» — значит поступать в соответствии с Его замыслом, соблюдать Его заповеди, руководствоваться в жизни ценностями Торы. Соответственно, цель нашей жизни в том, чтобы использовать все силы и средства, все свои знания и опыт ради решения тех задач, которые Он перед нами ставит. И, поскольку человек стоит на вершине материального мира, наша задача подняться к уровню мира духовного! Это мы сделать в состоянии, и в этом смысле «слава Б‑га» реально зависит от каждого из нас. Вспомните старую поговорку: «Б‑г из духа создал материю, чтобы поднять материю до высот духа». Это цель Творения, и это источник нашей связи с Творцом!

А когда мы достигнем этой цели, осуществится обещанное святыми книгами, предсказанное пророками, мудрецами и учителями нашего народа: придет Машиах, а с ним — геула шлема, полное и окончательное избавление. Наступит Царство Б‑жие, где материальный мир будет органически связан с духовным, а каждый человек — с нашим небесным Отцом. Тогда мы почувствуем славу Всевышнего не только в святых книгах, но и во всех наших практических делах — в работе, в семье, даже в спорте и развлечениях.

И исполнятся слова Торы, завершающие нашу мишну: «Г‑сподь будет царствовать во веки веков».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

…И возрадуется Г‑сподь

История Авраама — урок для каждого из нас: следует понять, насколько Б‑г нам доверяет, ведь каждому из нас дано улучшить мир вокруг себя, а заодно и себя самого. А история Израиля — превращения вчерашних рабов в народ Б‑жий — урок для всех нас: мы должны помнить, что получили от Б‑га коллективное задание и несем перед Ним коллективную ответственность.

Золото, которое мы возьмем в Грядущий мир

Тора — единственное, что можно получить навсегда, на всю земную жизнь и на грядущую вечность. В нашем нестабильном мире может случиться так, что человек лишается всего имущества — но никто не сможет отнять у него полученную мудрость Торы. И уходя из этого мира, мы сможем взять с собой только Тору и добрые дела, совершаемые благодаря мудрости Торы.

Праведность — себе и миру

Г‑сподь дает нам много полезных даров. Но дальше все зависит от нас — от того, как эти дары мы используем. Если человек пользуется дарами Г‑сподними только для себя — результат, как правило, будет негативным, в том числе для него самого. Если же мы выбираем путь праведности — от нашего богатства, нашей силы, красоты и мудрости будет хорошо и нам самим, и окружающему миру. Даже от нашей старости будет добро — ведь люди с большим доверием относятся к советам людей опытных, умудренных годами.