Мемориал Аушвиц начал краудфандинговую кампанию по сбору 500000 евро на сохранение тысяч пар обуви бывших заключенных, в том числе детей, убитых нацистами
Леденящий кровь памятник в бывшем нацистском лагере смерти Аушвиц-Биркенау медленно разрушается из-за воздействия стихии, и теперь фонд, управляющий мемориалом, ищет 500000 евро на его сохранение, пишет журналист «Ynet» Итамар Эйхнер.
По данным Фонда Аушвица-Биркенау, состояние массива из 8000 пар обуви, принадлежавшей бывшим узникам, ухудшается, и чиновники опасаются, что он прекратит свое существование без усилий по сохранению. Огромные груды изношенной обуви, отнятой у мужчин, женщин и детей на пути к смерти, являются одним из узнаваемых символов ужаса Аушвица. Многие жертвы Холокоста остаются неизвестными, а обувь, одежда и багаж являются безмолвным, подлинным и единственным свидетельством их существования.
«Обувь рассыпается, и у нас нет времени ждать годы. Нам нужно сохранить ее сейчас», — заявил генеральный директор Фонда Аушвица-Биркенау Войцех Сочевица, находившийся с визитом в Израиле. По его словам, операция по спасению обуви продлится около двух лет. «Сегодня выставлена лишь малая часть обуви, а большая часть находится на хранении. После того как мы их все спасем, они будут представлены публике на новой выставке. Каждая жертва — это трагедия, но эта трагедия еще больше, если речь идет о детях. Эта обувь является вещественным доказательством совершенных против них преступлений».
Сочевица заявил, что как только фонд начал свою краудфандинговую кампанию, он получил пожертвование в размере 50000 евро от немецкого производителя обуви. «Впервые в истории фонд получил пожертвование от частной компании из Германии», — заметил он. «Это имеет историческое значение, и мы рады, что немецкая компания согласилась сделать это. Теперь наша задача — собрать еще 400000 евро». Он выразил обеспокоенность тем, что разрушение обуви сотрет последние материальные улики о многих из тех, кто погиб в лагере. «Хотя обувь хранится в хороших условиях, это только замедляет ее износ, а не останавливает. В этом наша миссия», — говорит Сочевица. «Мы здесь не для того, чтобы все выглядело красиво, мы хотим, чтобы все выглядели так, как в 1945 году, поэтому мы не можем использовать химикаты для очистки обуви. Постепенно она исчезает, и наша миссия состоит в том, чтобы замедлить этот процесс. В большинстве случаев каждый объект является последним вещественным доказательством жизни узника Аушвица, у которого нет ни имени, ни следов».