Эксгумирована могила еще одного предполагаемого пропавшего «йеменского ребенка»
27 июля медицинские работники эксгумировали еще одно тело ребенка, который, как считается, умер в 1948 году в Тель-Авиве, в рамках последней попытки определить судьбу ребенка, родившегося у репатриантов из Йемена, семья которого считает, что он был похищен, пишет «The Times of Israel». Ожидалось, что полная эксгумация могилы медицинскими антропологами займет несколько часов.
Национальный центр судебной медицины заявил, что только после осмотра тела будет принято решение о том, будут ли вскрыты еще восемь могил в так называемом «деле йеменских детей». Могила, помеченная как принадлежащая Йосефу Меламеду, который был объявлен мертвым в больнице почти 75 лет назад, была вскрыта утром на кладбище Нахалат Ицхак недалеко от Тель-Авива. Семья Меламеда не верит, что ребенок умер или похоронен там. Его мать, Шуламит Меламед, которой сейчас за 90, считает, что ее сына похитили и усыновили, и он до сих пор жив. Ей не сообщили об эксгумации из-за опасений, что это может негативно сказаться на ее здоровье.
«Мама не чувствовала, что он умер с самого начала. Тот факт, что они похоронили его так быстро, был для нее подозрительным», — рассказала новостному сайту «Ynet» сестра Йосефа Рути Шараби. «У моего брата были зеленые глаза и светлая кожа — он не был похож на йеменского мальчика», — заявила она. «Если могила пуста, мы начнем расспрашивать, где он, но по крайней мере будем знать, что он жив». Вторая сестра Йосефа, Веред Дрихам, сообщила новостному сайту «Walla», что независимо от результатов эксгумации останутся вопросы без ответов. «Любой ответ, который мы получим, покажется недостаточным — если костей нет, то где же Йосси?» – заявила она.
Семьи тех, чьи могилы находятся рядом с могилой Меламеда, приняли просьбу адвокатов, представляющих семью Меламеда, и договорились, что, если тела их родственников будут обнаружены в том же месте, что и тело Йосефа, у них тоже будет проведен анализ ДНК.
Йосеф родился у Шалома и Шуламит Меламед, которые прибыли в Израиль из Йемена в 1943 году. Шалом воевал в бригаде Гивати во время Войны за независимость и был убит в апреле 1948 года, когда сопровождал военный конвой в Иерусалим. 17-летняя Шуламит отвезла своего полуторагодовалого сына в больницу в Тель-Авиве позже в том же году после того, как он заболел. На следующее утро персонал больницы заявил ей, что ребенок умер ночью и что они похоронили его на кладбище Нахалат Ицхак, чтобы избавить ее от дополнительных страданий. Шуламит считала своего сына мертвым до 1963 года, когда она получила для него уведомление о призыве в армию. После запроса объяснений в МВД она получила документ о том, что ее сын в том же году «покинул» страну.
Репатрианты, прибывшие из Йемена и других стран Ближнего Востока и Северной Африки, десятилетиями утверждали, что их дети, братья и сестры были похищены у них в младенчестве в 1940-1950-х годах, после того как им сказали, что дети умерли. Эксгумация останков Узиэля Хури в мае из первой могилы, которая должна была подвергнуться анализу ДНК, была остановлена после того, как под надгробием было обнаружено второе тело. Семья Хури была вынуждена вернуться в суд, чтобы запросить разрешение на эксгумацию соседней могилы для продолжения расследования, и они все еще ждут ответа.
В так называемое «Дело йеменских детей» вовлечено более 1000 семей — в основном репатрианты из Йемена, но также десятки выходцев с Балкан, Северной Африки и других стран Ближнего Востока, — которые утверждают, что их дети были похищены из израильских больниц и отданы на усыновление, иногда за границу, в первые годы после основания Государства Израиль. За прошедшие годы официальные государственные расследования отклонили все утверждения о массовых похищениях, организованных медицинским персоналом или государственными служащими.
Тем не менее подозрения сохранялись и способствовали давнему расколу между евреями европейского происхождения и евреями ближневосточного происхождения. Три авторитетные следственные комиссии отвергли обвинения в заговоре и установили, что большинство детей умерло от болезней в лагерях, где жили репатрианты. Самое последнее расследование, проведенное в 2001 году, показало, что некоторые дети могли быть переданы для усыновления отдельными социальными работниками, но не в рамках общенационального заговора. Но, сославшись на законы о конфиденциальности, комиссия приказала, чтобы собранные ею показания оставались засекреченными в течение 70 лет.
В феврале 2021 года правительство утвердило компенсационную программу в размере 162 миллионов шекелей (почти 50 миллионов долларов) по проблеме «йеменских детей». Предложение включало заявление о том, что правительство Израиля сожалеет о событиях, произошедших в первые дни существования государства, и признает страдания семей, чьи дети были частью этого болезненного вопроса. Однако несколько вовлеченных семей потребовали, чтобы правительство раскрыло конфиденциальные документы, касающиеся этого вопроса, назвав план компенсации «деньгами за молчание».