Место, где религия встречается с политикой: еврейское паломничество в Тунис
Еврейский праздник в исторической синагоге на острове Джерба в Тунисе часто преподносится как успешный пример еврейско-мусульманского сосуществования, пишет журналист Deutsche Welle Керстен Книпп. Но политическая напряженность все-таки сказывается.
Сейчас в синагоге тихо. Когда же начнется традиционное еврейское паломничество, здесь, на тунисском острове Джерба, соберутся тысячи иудеев со всего мира.
Впервые за более чем два года с начала пандемии Covid-19 в течение восьми дней большое количество паломников примет участие в <мероприятиях, приуроченных к еврейскому празднику Лаг ба-омер>. В 2020 и 2021 годах паломничество было отменено, доступ на Джербу был очень ограничен.
Но в этом году, рассказывает лидер еврейской общины Перес Трабелси, ожидается от 4 до 5 тыс. посетителей. Трабелси возглавляет организационный комитет паломничества.
Синагога на Джербе — одна из старейших в северной Африке. Как гласит легенда, 2500-летняя синагога, известная также как синагога Гриба, была построена из остатков первого Храма в Иерусалиме. Библия говорит, что Храм был разрушен вавилонским царем, который отправил евреев в изгнание. Предполагается, что эти беженцы принесли с собой на Джербу фрагменты Храма.
Сегодня на Джербе проживает около 1 тыс. евреев, что делает остров крупнейшей еврейской общиной в Тунисе и второй по величине в арабском мире. Только марокканская еврейская община в Касабланке, насчитывающая от 1.5 до 2 тыс. членов, больше, чем община Джербы.
Исход евреев
После того как Тунис в 1956 году стал независимым от Франции, многие тунисские евреи покинули страну. В то время экономическая ситуация в Тунисе была сложной, и после основания Государства Израиль в 1948 году между еврейской общиной и мусульманским большинством Туниса стала нарастать напряженность.
Тунисские евреи оказались маргинализированы и почувствовали необходимость эмигрировать.
Вторая крупная волна эмиграции тунисских евреев последовала в 1967 году после Шестидневной войны. Ближневосточный конфликт все время влиял на жизнь тунисских евреев: напряженность приводила к насилию, смертям и уничтожению еврейского имущества.
Тунисские лидеры осуждали насилие в отношении религиозного меньшинства, но не предотвратили его исход. Это имело демографические последствия: ведь еще в 1950-х годах в стране насчитывалось около 100 тыс. евреев.
В 2002 году синагога на Джербе стала объектом теракта, когда экстремист протаранил здание грузовиком с жидким пропаном. В результате взрыва погиб 21 человек, в том числе 14 туристов из Германии. Ответственность за нападение взяла на себя «Аль-Каида» (организация запрещена в РФ. – Ред.).
В январе 2018 года в еврейскую школу на Джербе были брошены бомбы с зажигательной смесью. Пострадавших не было, но школа оказалась повреждена.
Еврейско-мусульманские отношения в Тунисе продолжают оставаться напряженными.
Отражение региональной напряженности
Перед своим избранием в 2019 году действующий президент страны Каис Саид заявил, что более никому с израильским паспортом не позволит въехать в Тунис — даже посетить синагогу на Джербе.
Его заявление стало реакцией на продолжающуюся нормализацию отношений между Израилем и некоторыми арабскими государствами, в том числе соседним с Тунисом Марокко. На вопрос о так называемых «соглашениях Авраама» во время президентских дебатов в 2019 году Саид ответил: «Нормализация – неправильное слово. Мы должны говорить о государственной измене».
Что касается его собственных отношений с Израилем, министерство иностранных дел Туниса летом 2021 года исключило возможность установления дипломатических отношений. Несмотря на это, въезд израильтян в Тунис иногда допускается, при особых обстоятельствах.
Следствием кризиса в области здравоохранения, вызванного пандемией Covid-19, стало то, что за последние два года лишь несколько паломников добрались до Джербы.
Владельцы израильских паспортов, безусловно, приветствуются далеко не везде в стране. Когда в мае 2021 года между израильскими военными и движением ХАМАС вспыхнули боевые действия, многие тунисцы на митингах выразили солидарность с палестинцами.
Весной уже нынешнего года в Тунисе запретили фильм «Смерть на Ниле», ремейк старой классики, потому что в нем снялась израильская актриса Галь Гадот.
Как и повсюду, в Тунисе далеко не все проводят различие между гражданами Израиля и евреями. Но в некоторых областях предпринимаются попытки оставаться аполитичными и подчеркивать примеры успешного сосуществования евреев и мусульман.
Мирное сосуществование
Главный раввин Туниса Хаим Биттэн рассказывает, что отношения между еврейским меньшинством и мусульманским большинством в стране в основном свободны от напряженности: «Мусульмане, христиане и евреи, живущие в одном районе, всегда без проблем сосуществовали».
Глава еврейской общины Джербы Перес Трабелси также положительно отзывается об этих отношениях и считает, что еврейское паломничество на остров является хорошим тому примером.
Многие тунисские мусульмане вносят свой вклад в успех паломничества, отмечает Трабелси.
«Я сам больше живу среди мусульман, чем среди евреев, — объясняет он. – И большинство людей, с которыми я работаю в синагоге, тоже мусульмане».
Трабелси рассказывает, что многие мусульмане с удовольствием принимают участие в еврейских праздниках, составляя около трети посетителей этих мероприятий.
«Они приходят посмотреть и поучаствовать в праздновании, — с энтузиазмом рассказывает глава общины. – А потому это действительно уникальное событие».
Проблемы с визой
Пока неясно, повлияют ли трения на Ближнем Востоке или комментарии авторитарного президента Саида на число паломников из Израиля в нынешнем году.
Неясно, приедут ли евреи из Израиля, сообщал Трабелси за несколько дней до начала праздника. Он отмечал, что паломничество должно начаться уже в выходные, а между тем возникли сложности с визами.
Пока не удалось выяснить, смогут ли израильские паломники посетить мероприятия.
«У нас пока нет информации от правительства, — замечал Трабелси. — Было много запросов, но из-за деликатности этой темы мы не хотим сами стать источником хаоса».
В наши дни евреи тунисского происхождения живут во многих странах мира, в том числе в Израиле, продолжает он: «Независимо от политической подоплеки, все они имеют право посещать Джербу и синагогу. Приезжает ли посетитель из Израиля, или из другой страны, это не наше дело. Речь всегда идет о конкретном человеке».