За несколько дней до выборов Эрик Земмур сделал смерть еврея национальной проблемой
Прошло шесть месяцев с тех пор, как Эрик Земмур уволился с работы, чтобы баллотироваться в качестве ультраправого кандидата на президентских выборах во Франции, пишет журналист JTA Кннан Липшиц.
Но на этой неделе Земмур, еврей по происхождению, нашел, вероятно, самую крупную сенсацию в своей карьере. 5 апреля, всего за несколько дней до первого тура голосования, Земмур опубликовал в социальных сетях и основных СМИ историю Жереми Коэна, 31-летнего еврея – инвалида, смерть которого в феврале, как теперь подозревает полиция, может быть косвенным результатом насилия, которое, по мнению некоторых, носило антисемитский характер.
63-летний Земмур, бывший телевизионный эксперт, чьи шансы стать президентом невелики, помог привлечь внимание страны к инциденту в разгар кампании, центральными темами которой являются антисемитское насилие, верховенство закона и политизированный ислам. Отвечая 6 апреля на вопрос телеканала TF1, самого популярного национального телеканала Франции, каким будет его первое действие на посту президента, Земмур заявил: «Посетить семью молодого человека по имени Жереми Коэн. Французская публика еще не знает о нем, это нормально. Я расскажу его историю». Земмур, который отстает от других кандидатов в недавних опросах, рассказал, что смерть Коэна рассматривалась как результат дорожно-транспортного происшествия в течение почти двух месяцев, пока отец этого человека, Жеральд, не поделился с Земмуром результатами частного расследования, проведенного семьей, в том числе видеозаписью, на которой было видно, как Коэн убегал от мужчин, которые напали на него, и его сбивал трамвай.
Видеосюжет привлек внимание действующего президента Эмманюэля Макрона и других кандидатов, претендующих на пост президента. Скандал побудил парижскую прокуратуру на этой неделе впервые объявить о возбуждении уголовного дела. Для смутьяна Земмура и его сторонников, в том числе многих евреев, этот инцидент отражает суть того, что не так во французском обществе, включая распространение антисемитского насилия и отношение к нему в СМИ. Для многих критиков Земмура, включая лидеров французского еврейства, этот инцидент подчеркивает то, что они считают недобросовестным использованием им и другими ультраправыми социальных и политических проблем Франции для разжигания страха и завоевания голосов. «Я осуждаю использование страданий этой семьи, использование этого молодого человека в качестве мученика», — заявил 5 апреля главный раввин Франции Хаим Корсиа в интервью еврейской радиостанции RCJ. Корсиа назвал Земмура, жена и любовница которого еврейки и который иногда ходит в синагогу, «антисемитом». Если Земмур использует смерть Коэна для усиления своей кампании, все идет не так, как планировалось.
Занимая четвертое или пятое место согласно опросам, он, по прогнозам, выбывает из гонки после воскресного тура. Во втором туре примут участие два человека, набравшие 10 апреля наибольшее количество голосов; прогнозы указывают на президента, центриста Эмманюэля Макрона, и Марин Ле Пен, дочь отрицателя Холокоста, которая стремится изменить имидж своей ультраправой партии «Национальное объединение».
В Нейи-сюр-Сен, богатом пригороде Парижа, где проживает много евреев, несколько жителей заявили JTA, что они не рассматривают дело Коэна через призму выборов. «Я узнал об этом в социальных сетях. Меня это пугает», — заявил Пьер Аллуш, 60-летний отец двух девочек – подростков, одна из которых хочет уехать в Израиль по еврейской волонтерской программе. «Но это не повлияет на мое голосование, потому что это всего лишь последний из многих подобных инцидентов, которые уже повлияли на то, как голосую я и многие другие французские евреи».
Как и многие, если не большинство французских евреев, включая родителей Земмура, Аллуш родился в Алжире, рассказал он JTA дождливым днем в синагоге Нейи, поразительном здании в стиле Баухаус, окруженном забором из соображений безопасности. Земмур, который был осужден за ненавистнические высказывания за то, что заявил, что большинство торговцев наркотиками во Франции — арабы или африканцы, вызвал отклик у Аллуша своими страстными речами о беззаконии и предполагаемом росте политического ислама за счет верховенства закона. Но это не принесло ему голоса Аллуша — на самом деле, Земмур «пугает меня», заметил он. «Я согласен с Земмуром по многим пунктам, но я бы не стал за него голосовать. Исключено», — сказал он. «Посмотрите на его защиту Виши, на его странные замечания о Дрейфусе».
Аллуш назвал два вопроса, которым уделялось мало внимания на национальном уровне. Но которые оттолкнули многих избирателей – евреев от поддержки Земмура: его скандальное заявление о том, что сотрудничавшее с нацистами правительство Виши принесло в жертву иностранных евреев, чтобы спасти французских евреев от Холокоста, и что Альфред Дрейфус, капитан – еврей французской армии, осужденный по ложному обвинению в государственной измене, на судебном процессе, который критики назвали антисемитским, стал мишенью не потому, что он еврейского происхождения, а из-за его немецких корней. «Я патриот. Я согласен с его призывом к патриотизму. Но как будто Земмур доходит до того, что я могу с ним согласиться, а потом заходит слишком далеко. Как будто он слишком комплексует из-за того, что он еврей, и решил быть больше французом, чем французы», — добавил Аллуш.
Аллуш собирается проголосовать за Валери Пекресс, еще одного ультраправого кандидата, но его разочаровала ее «слабая работа» в дебатах и выступлениях. «Я мог бы просто проголосовать за Макрона, который на самом деле довольно жестко настроен по отношению к радикальному исламу», — заявил Аллуш.
63-летний Жан-Марк Москович, юрист на пенсии и глава правой правозащитной организации «Европа-Израиль», является одним из евреев – избирателей Земмура. Он знает о критике, но говорит, что это результат «манипулирования СМИ». СМИ карикатурно изображают то, что говорит Эрик, но если вы читаете источник, это не перебор». Но он согласен с тем, что дело Коэна, вероятно, не изменит кардинально ситуацию с голосованием: французские евреи — меньшинство, составляющее около 450000 человек, или 0,7% населения. «Я думаю, что французские евреи массово проголосуют за Земмура, но не из-за дела Жереми Коэна», — заметил Москович.
Отец Коэна, Жеральд, рассказал, что связался с Земмуром, чтобы привлечь больше внимания к обнаруженной им видеозаписи. «Он сразу взялся за дело», — заявил Жеральд Коэн о Земмуре. «Это помогло людям проснуться. Он очень нам помог, помогая нам в расследовании и, в конечном итоге, в арестах и наказании виновных. Он хороший человек, который выступает за такие дела, не только для меня. Эрик Земмур сделал это храбро».
Многим наблюдателям история Коэна напоминает трагическое убийство в 2017 году 65-летнего врача Сары Халими, чей сосед – мусульманин убил ее, крича об Аллахе. Дело, которое также произошло незадолго до последнего тура президентских выборов, впервые было освещено в национальных СМИ как конфликт между соседями. Это привело в ярость тысячи французских евреев, особенно после того, как в прошлом году преступник избежал суда, объявив о своей временной невменяемости на основании того, что он употреблял марихуану до инцидента. «Это определенно вызывает плохие воспоминания о деле Халими», — заявил Аллуш. Какими бы ни были причины его действий, Земмур, который недавно основал партию под названием «Отвоевание» — возможный намек на постепенное отвоевание Испании от мусульманской власти — рассказывал о деле Коэна намного больше, чем любой из его конкурентов. В речи, которую он произнес 7 апреля перед тысячами слушателей, толпа начала кричать «Жереми» и «справедливость», как только Земмур начал описывать инцидент. «Я думаю вы знаете, я хочу поговорить с вами о Жереми Коэне», — заявил он, вызвав новые крики и аплодисменты.
Земмур, назвав Коэна «жертвой варваров», попросил собравшихся встать и почтить память Коэна минутой молчания. «Все было сделано для того, чтобы эта история оставалась скрытой», — заметил он. «Почему факты об инциденте, произошедшем 16 февраля, всплыли только 4 апреля? Почему семье понадобилось начать собственное расследование? Почему СМИ вступили в сговор, чтобы скрыть эти факты?»
Президент Эмманюэль Макрон заявил журналистам 5 апреля, что выражает «солидарность с семьей» и стремится к «ясности», которую, по его словам, власти сейчас пытаются внести в ситуацию в меру своих возможностей. Марин Ле Пен также обратилась к этому инциденту, говоря о нем в интервью телеканалу «Europe 1» как о примере роста «жестокости в нашем обществе и обострения антисемитских инцидентов в нашей стране». Обстоятельства смерти Коэна пока не ясны. Коэн обычно носил кипу, хотя неясно, была ли она у него в ночь, когда он умер. Его отец рассказал «i24 News», что полиция передала ему кипу его сына вместе с другими вещами сына. Тот факт, что это произошло в Бобиньи, бедном и преимущественно мусульманском пригороде Парижа, породил спекуляции в стране, которая за последнее десятилетие стала свидетелем нескольких террористических актов, совершенных мусульманами.
В Нейи-сюр-Сен Мадлен Зербиб, 77-летняя вдова – еврейка, родившаяся в Тунисе и вырастившая троих детей во Франции, говорит, что с ужасом «наблюдает за выборами». «Я не видела видео о Жереми Коэне, я слишком боялась смотреть», — рассказала она. «Я также не смотрю репортажи о выборах, потому что это слишком ужасно, фашист против Наполеона против подлизы. И я слишком боюсь идти навестить свою племянницу, потому что она живет за пределами этого еврейского гетто», — заметила Зербиб. «Это все, что осталось от этой великой страны», — добавила она.