Истории московских семей: Главархив опубликовал иудейские метрические книги
По случаю Хануки, которая продлится до 6 декабря, Главархив Москвы опубликовал иудейские метрические книги по Москве и уездным городам Московской губернии за 1870–1918 годы, сообщат сайт «mos.ru». Познакомиться с записями можно в онлайн-сервисе «Моя семья». Материалы доступны на русском языке.
«Религиозная община иудеев в Москве образовалась в середине 19 века, а метрические записи о рождениях, браках, разводах и смертях стали вести еще раньше. В первый день Хануки мы открыли доступ к книгам и тетрадям, которые помогут горожанам найти данные о своих предках, живших в Москве и Московской губернии. Благодаря онлайн – доступу посмотреть материалы можно не только в столице, но и в любой точке мира. К католическому Рождеству в «Моей семье» мы опубликуем метрические книги католиков и лютеран», — рассказал начальник Главного архивного управления города Москвы Ярослав Онопенко.
Обязательное ведение раввинами книг для записи актов было установлено «Положением о евреях», утвержденным 13 апреля 1835 года. Сохранившиеся в фонде Московской хоральной синагоги книги и тетради были отдельно предназначены для регистрации рождений, бракосочетаний, разводов и смертей. До 1890-х годов книги и тетради вели только в Москве. Это связано с тем, что жители поселений, где не было казенных раввинов, должны были обращаться к раввинам ближайших городов. Однако к концу 19 века число иудеев в Московской губернии увеличилось, и с 1890-х годов там также стали регистрировать актовые записи. Помимо общепринятой даты рождения, бракосочетания и смерти, в актах указывали также день и название месяца по иудейскому календарю.
Интересно, что датой регистрации рождения для девочки считался день наречения имени, а для мальчика — день обрезания. В графе со сведениями о родителях у матери указывали ко всему прочему девичью фамилию. Существовала также отдельная графа, где прописывали адрес проживания семьи. В книгах о бракосочетавшихся существовала графа «Главные акты или записи обязательства между вступающими в брак и свидетели их», куда заносили названия выданных документов и имена свидетелей. В книгах об умерших изначально отсутствовали сведения о месте погребения. Указывать место проживания умершего на момент смерти и название кладбища, где состоялось захоронение, стали только в начале 20 века. При совершении обряда наречения имени, обрезания, бракосочетания, развода или погребения раввин должен был сделать соответствующую запись на еврейском и русском языках в собственной тетради, а затем в течение месяца перенести ее в метрическую книгу.
Выписки из метрических книг ежегодно представляли губернскому начальству (тоже на двух языках). Все материалы хранили в синагоге или молитвенном доме. Частные тетради раввинов и метрические книги должны были засвидетельствовать члены иудейских духовных правлений. Они вели учет родившихся, сочетавшихся браком, разведенных и умерших. После введения в действие положения о подчинении евреев в городах и уездах общему управлению, утвержденному 19 декабря 1844 года, сверять метрические записи в книгах синагог стали еще и городские управы. Исправления в метрических книгах не допускались. Ошибки заключали в скобки или зачеркивали, а правильный вариант писали на специальных листах во вложениях. Если же раввин из-за большой территории или из-за большого количества людей, которые находились в его ведении, не мог самостоятельно совершать все обряды, то назначал помощников. Они регистрировали акты в его присутствии или с его письменного разрешения.