Новости

Беннет намекает на причастность Израиля к атаке на ядерный объект Ирана

25 июня 2021, 17:00 международные отношения
Поделиться

Премьер-министр Нафтали Беннет намекнул на роль Израиля в недавнем нападении на иранский ядерный объект во время выступления на церемонии выпуска пилотов ВВС Израиля 24 июня, сообщает «The Times of Israel».

«Наши враги знают – не из заявлений, а из действий, — что мы намного решительнее и умнее, и что мы без колебаний действуем, когда это необходимо», — заявил Беннет в своем выступлении на авиабазе ВВС «Хацерим» вблизи Беэр-Шевы. Его слова прозвучали на следующий день после предполагаемого нападения беспилотника на иранский завод по производству центрифуг, в результате которого, как сообщается, объект был поврежден. В своей речи, одной из первых с тех пор, как он занял пост премьер-министра в начале этого месяца, Беннет упомянул об ударе Израиля по иракскому ядерному реактору почти 40 лет назад.

Эта атака, получившая название «Операция Опера», была первой реализацией того, что стало известно, как «Доктрина Бегина», названная в честь тогдашнего премьер-министра Менахема Бегина, которая выступает за военные действия – в одностороннем порядке, если это необходимо, чтобы предотвратить получение враждебными странами на Ближнем Востоке ядерного оружия. Беннет заявил, что премьер-министры Израиля всегда несли «священную ответственность» – не допустить реальной угрозы государству Израиль. Тогда это был Ирак, сегодня это Иран».

Выступая на том же мероприятии, министр обороны Бени Ганц также упомянул ядерную программу Ирана, пригрозив нанести по нему военный удар в случае необходимости, как это сделал Израиль в случае с Ираком в 1981 году. «Как будто не прошло времени, сегодня в Иране – как это было 40 лет назад в Ираке – кровожадный и опасный враг, который создает армии террористов вокруг Государства Израиль, стремится заполучить ядерное оружие, чтобы угрожать Израилю и стабильности всего региона», — отметил Ганц.

В своем выступлении премьер-министр указал, что Израиль отходит от политики своего предшественника Биньямина Нетаньяху, который отказывался обсуждать с Соединенными Штатами их план присоединения к соглашению 2015 года с Ираном о его ядерной программе. Предыдущее израильское правительство фактически отказалось обсуждать этот вопрос с США, за исключением того, что выразило свое решительное несогласие с этим шагом. Беннет, однако, заявил, что, хотя Израиль в конечном итоге будет защищать себя в случае необходимости, Иерусалим будет сотрудничать с администрацией президента США Джо Байдена в этом вопросе. «Мы бы предпочли, если бы мир знал, что такой жестокий режим, как этот … который готов морить свой народ голодом в течение многих лет, чтобы выполнить свою военную ядерную программу, — это режим, с которым нельзя заключать соглашения. К сожалению, это не так», — заметил он.

«Мы продолжим консультироваться с нашими союзниками, убеждать, говорить, делиться информацией и пониманием, исходя из глубокого взаимного уважения. Но, в конце концов, ответственность за нашу судьбу остается в наших руках. Мы будем действовать ответственно и осторожно», — заключил Беннет. Ганц также сказал, что Израиль сотрудничает с США по иранской ядерной проблеме, и аналогичным образом оставил за собой право принять меры против Тегерана. «Мы находимся в контакте с нашими американскими союзниками, чтобы обеспечить безопасность Израиля. В случае необходимости мы будем действовать так, как поступали всегда. Мы устраним и предотвратим любую угрозу с помощью хитростей, инициативы и, конечно же, профессиональной и дипломатической ответственности», — заявил Ганц.

По сообщениям СМИ, 23 июня в результате атаки беспилотника был нанесен удар по компании «Iran Centrifuge Technology Company», или TESA, в городе Карадж, к северо-западу от Тегерана. Согласно сообщению «New York Times» от 24 июня, фабрике TESA было поручено заменить поврежденные центрифуги в Натанзе, а также произвести более совершенные центрифуги, которые могут быстрее обогащать уран. Тегеран попытался преуменьшить значение атаки, заявив, что она не увенчалась успехом, несмотря на противоположные сообщения источников иранской оппозиции. Иран также не указал, кто, по его мнению, несет ответственность за удар беспилотника.

Ранее Иран обвинял Израиль в аналогичных нападениях на его ядерную программу. В сообщении со ссылкой на анонимный иранский источник говорится, что при атаке на TESA был использован небольшой беспилотник с квадрокоптером. По данным иранского источника, знакомого с инцидентом, беспилотник, по-видимому, был запущен из Ирана, недалеко от этого места, и ему удалось поразить цель. Однако источник не знал, причинило ли это какой-либо ущерб. Предполагается, что объект по производству центрифуг был в списке целей, который Израиль представил администрации Трампа в прошлом году, также предложив нанести удар по иранскому объекту по обогащению урана в Натанзе и убить Мохсена Фахризаде, ученого, стоявшего у истоков военной ядерной программы страны, сообщил «New York Times» источник в спецслужбах.

Фахризаде был убит в ноябре 2020 года в результате нападения, в котором Иран обвинил Израиль, а загадочный взрыв повредил большое количество центрифуг на заводе в Натанзе в апреле 2021 года. Бывший глава израильского разведывательного агентства «Моссад» Йоси Коэн практически подтвердил в интервью, данном в июне после того, как он покинул свой пост, что за этими атаками стоит Израиль. Источник в разведке заявил, что кампания Израиля против ядерной программы Ирана была благословлена ​​администрацией Трампа.

Хотя Иран утверждает, что объект в Карадже используется в гражданских целях, он подвергался санкциям Организации Объединенных Наций, Европейского союза и США, по крайней мере, с 2007 года за участие в иранской ядерной программе и программе создания баллистических ракет. США сняли эти санкции в соответствии с соглашением 2015 года, но затем вновь наложили их в 2018 году, когда Трамп в одностороннем порядке вышел из него.

Нападение 23 июня произошло, когда США и Иран – через посредников – вели переговоры о взаимном возвращении к соглашению 2015 года о ядерной программе, официально известной как Совместный всеобъемлющий план действий. Когда Трамп вышел из соглашения в 2018 году, он ввел в действие режим жестких санкций, что побудило Иран также отказаться от соглашения годом позже, обогатив больше урана и достигнув более высокого уровня обогащения, чем было разрешено по соглашению, а также принял участие в других формах запрещенных исследований по ядерной тематике.

Обогащение Ираном урана является ключевым предметом обсуждения на переговорах в Вене по возобновлению сделки. Израиль решительно выступает против плана президента США Джо Байдена по повторному присоединению к СВПД, что, по его словам, он готов сделать, при условии, что Иран вернется к соблюдению соглашения. Стремясь усилить давление во время этих переговоров, Иран в апреле увеличил обогащение урана до 60%, приблизив его к порогу чистоты 90% для использования в военных целях и сократив потенциальное «время прорыва» для создания атомной бомбы – цель, которую Исламская Республика отрицает. Иран всегда отрицал, что стремится к созданию ядерного оружия, но, отказавшись от своих обязательств по соглашению, он начал обогащение урана до уровней, которые, по словам Международного агентства по атомной энергии, требуются только странам, стремящимся создать ядерное оружие.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Выбор редакции