Какие салаты ели хананеи?
Около 4500 лет назад ханаанские жители Гата ели инжир, маслины, пшеницу, ячмень, виноград и многие другие культуры, которые считались символами земли Израиля со времен Библии до наших дней, пишет «The Jerusalem Post».
Расположенный в центральной части Израиля примерно в 35 км к северо-западу от Хеврона, между Иудейскими предгорьями и южной прибрежной равниной, Гат, также известный как Телль-эс-Сафи, занимает видное место в Библии в событиях, происходящих несколько столетий спустя, в том числе как родина врага Давида, гиганта Голиафа.
Новое макроботаническое исследование предложило беспрецедентное понимание повседневной жизни его жителей. В течение этого периода, известного как ранний бронзовый век, эта земля, по словам Суэмбикьи Фрумин из Департамента исследований Земли Израиля и археологии Университета Бар-Илан, претерпела серьезные преобразования. Фрумин была ведущим автором статьи, опубликованной в последнем выпуске «Journal of Archaeological Science», вместе с учеными Бар-Илана Ареном Мейром, директором раскопок на этом месте, Эхудом Вайсом, Йоэлем Меламедом и Хаскелом Дж. Гринфилдом из Университета Манитобы.
«Мы впервые смотрим на огромные поселения, настоящие укрепленные города, окруженные толстыми стенами», — сказала она. «Мы пытались понять, как выглядит эта форма общественной организации». Для этого исследователи проанализировали остатки растительности, обнаруженные на соответствующих уровнях раскопа. Ботанические находки, в основном обугленные семена и другие остатки растений, позволили исследователям понять не только, какую пищу ели древние хананеи, но и то, как они согревали свои дома, где располагались их поля, какие были сезоны выращивания урожая, как работа была разделена между сельским хозяйством и скотоводством, и какое отношение Гат имел к тогдашним торговым путям.
Исследователи проанализировали более 3500 находок растений и обнаружили среди них полбу, чечевицу, фисташки, пшеницу, горох, инжир, оливки, лен, ячмень и виноград. «Например, мы обнаружили много сорняков в домах, рядом с теми местами, где люди готовили и ели», — сказала Фрумин. «Если я пойду в супермаркет сегодня, я рассчитываю купить уже отсортированные и чистые овощи, готовые к приготовлению и употреблению в пищу. Если бы жители Гата покупали продукты, они были бы уже чистыми. Тот факт, что к ним все еще примешивались сорняки, говорит нам о том, что это были фермеры. Вероятно, днем они ходили в поля, а ночью возвращались в город».
Фрумин отметила, что фермеры, скорее всего, не хотели уходить слишком далеко от города, чтобы не потерять контакт и защиту полей. Действительно, на большом холме, на котором стоял Гат, было множество мест пригодных для различных культур. «Экология сельскохозяйственных культур предполагает использование пологих склонов для выращивания зерновых, открытые склоны в непосредственной близости от источников воды в качестве лучших мест для выращивания инжира, хорошо дренированные участки почвы среди скал для выращивания оливок и виноградной лозы, в то время как самые нижние аллювиальные речные равнины могли бы использоваться для льна», — говорится в статье в журнале.
Фрумин заявила, что нет никаких доказательств наличия ирригационных систем, предполагая, что дождь и близлежащий ручей давали достаточно воды. «Все было очень просто и экологично». Как это часто бывает в засушливом климате, в качестве топлива использовался навоз животных. «Таким способом город оставался чистым, еда была приготовлена, а дома согреты», — заметила она. В то время как большинство найденных видов, включая дикие травы, росли в районе Гата, образцы видов, которые, вероятно, были привезены издалека, составили другую часть головоломки. Присутствие этих видов предполагало, что Гат поддерживал контакты с соседними регионами, такими как равнина Шарон и Прибрежная равнина, Иудейские горы и Северный Негев.
«В то время регион был очень густонаселенным, и как только кто-то покидал свой район, он немедленно попадал в другой город – государство, поэтому интересно посмотреть, какие у них были отношения», — заявила Фрумин.