Читая Тору

Недельная глава «Бемидбар». Общество равноправия в еврейском стиле

Джонатан Сакс. Перевод с английского Светланы Силаковой 14 мая 2021
Поделиться

Паршат Бемидбар обычно читают на шабат перед праздником Шавуот — «зман матан торатейну», «временем дарования закона нашего», Откровением на горе Синай. И потому мудрецы, считая, что случайных совпадений не бывает, искали какую‑то связь между этой главой и Шавуот.

Найти связь непросто. В этой главе ничего не говорится о даровании Торы. Она рассказывает о переписи сынов Израиля. Ее место действия тоже ничего не проясняет. Вначале нам сообщают, что события, которые будут в ней описаны, имели место в «пустыне Синай» — между тем, когда в Торе говорится о великом Откровении, речь идет о «горе Синай». Первая — географическая область в целом, вторая — конкретная гора в этой области. Вдобавок на этом этапе сыны Израиля не идут к горе Синай. Напротив, они готовятся покинуть эти места. Они вот‑вот начнут преодолевать вторую часть пути — от Синая до Земли обетованной.

Перепись сынов Израиля. Феликс‑Эмманюэль‑Анри Филиппото Гравюра. XIX век.

Тем не менее мудрецы нашли связь, и она весьма неожиданна.

«В пустыне Синай Г‑сподь сказал Моше» (Бемидбар, 1:1). Почему именно в пустыне Синай? Отталкиваясь от этого, мудрецы учили, что Тора была дарована через три вещи: огонь, воду и пустыню. Откуда мы знаем, что она была дарована через огонь? Из Шмот, 19:18: «Вся гора Синай была окутана дымом, потому что Г‑сподь сошел на нее в огне». Откуда мы знаем, что она была дарована через воду? Как сказано в Шофтим, 5:4, «с небес лил ливень, и облака изливали воду [на Синае]». Откуда мы знаем, что она была дарована через пустыню? [Как сказано выше,] «В пустыне Синай Г‑сподь сказал Моше». А почему Тора была дарована через эти три вещи? Точно так же, как [огонь, вода и пустыня] бесплатны для всех обитателей мира, так и слова Торы даются им бесплатно, как сказано в Йешаяу, 55:1: «О, все жаждущие, идите к водам… получайте без денег» Бемидбар раба, 1:7. .

Мидраш берет три слова, которые ассоциируются с Синаем: огонь (бушевавший на горе прямо перед Откровением), вода (на основании слов из «Песни Дворы») и пустыня (упомянутая в начале нашей главы а также в Шмот, 19:1–2), — и находит между ними общую нить, утверждая, что они бесплатны для всех обитателей мира.

Большинство из нас не стали бы проводить такую ассоциацию. Огонь ассоциируется с жаром, теплом, энергией. Вода ассоциируется с утолением жажды и с орошением, благодаря которому все растет. Пустыня — промежуточное пространство: не исходный пункт и не пункт назначения, места, где тебе нужны дорожные указатели и умение ориентироваться. Следовательно, все три были бы хорошими метафорами для описания Торы. Она согревает. Она дает энергию. Она утоляет духовную жажду. Она задает ориентиры. Но мудрецы избирают другой подход. Для них важно, что все три — и огонь, и вода, и пустыня — бесплатны.

Ненадолго задержимся на сравнении Торы с пустыней: ведь наверняка были бы возможны и другие многозначительные аналогии. Пустыня — пространство тишины, где вы можете расслышать голос Б‑га. Пустыня — место вдали от всего, что отвлекает ваше внимание в маленьких и больших городах, на полях и фермах, это место, где вы можете сосредоточиться на присутствии Б‑га. Пустыня — место, где вы отдаете себе отчет в своей уязвимости: чувствуете себя овечкой, нуждающейся в пастухе. Пустыня — место, где легко заблудиться, где вам необходим некий аналог Гугл‑карт, только для души. Пустыня — место, где чувствуешь себя в изоляции и обращаешься с мольбой к некоей силе, которая превыше тебя. Даже ивритское слово, означающее пустыню, — «мидбар» — образовано от того же корня, что и «слово» («давар») и «говорить» («д‑б‑р»). Но мудрецы мидраша провели не эти связи, а другие. Почему?

Мудрецы понимали, что на горе Синай зародилось нечто глубокое, нечто, что с тех пор непременно служит отличительной чертой еврейской жизни. То была демократизация знания. Грамотность и знание закона перестали быть исключительным правом священнической элиты. Впервые в истории следовало открыть каждому человеку доступ к знанию, образованию и обучению грамоте. «Учение заповедал нам Моше, [передал] наследие общине Яакова!» (Дварим, 33:4) — передал всей общине, а не некоей привилегированной группе в составе общины.

Символом этого было Откровение на горе Синай, единственный случай в истории, когда Б‑г открылся не только кому‑то из пророков, но и целому народу, причем народ три раза выразил свое согласие с заповедями и Заветом. В предпоследнем наказе, который Моше дал своему народу, — этот наказ известен под названием «Акхель» — он дал нижеследующее указание:

«Каждый седьмой год, в год прощения [долгов], в праздник Суккот, когда весь Израиль придет, чтобы предстать пред Г‑сподом, вашим Б‑гом, на том месте, которое Он изберет, читайте это Учение вслух всему Израилю. Соберите [весь] народ — мужчин, женщин и детей, а также переселенцев, которые [живут] в ваших городах, — чтобы они слушали и учились, чтобы они боялись Г‑спода, вашего Б‑га, и неукоснительно соблюдали все слова этого Учения. Пусть их дети, которые [еще] не знают [этого], слушают, пусть и они научатся бояться Г‑спода, вашего Б‑га, — всегда, пока вы живете на земле, на которой вы окажетесь, перейдя Иордан, и которой овладеете» (Дварим, 31:10–13).

Тут вновь говорится обо всем народе, а не о его элите или какой‑то из его подгрупп. Этому вторит знаменитый стих из Йешаяу, 54:13: «Все сыновья твои станут учениками Г‑спода, и великим будет благоденствие сынов твоих». Это было и остается уникальной чертой Торы как письменной конституции еврейского народа — народа под владычеством Б‑га. От каждого человека ожидается не только соблюдение закона, но и знание закона. Евреи стали народом юристов, специализирующихся на конституционном праве.

В истории этой тенденции было еще два ключевых момента. Первый наступил, когда после вавилонского плена Эзра и Нехемья собрали в день Рош а‑Шана народ у Водных ворот в Иерусалиме и прочли народу вслух Тору, расставив в толпе левитов, чтобы те объясняли людям сказанные слова и их значение; этот судьбоносный момент еврейской истории имел форму не битвы, а массовой образовательной программы для взрослых (Нехемья, 8). Эзра и Нехемья понимали, что важнейшие битвы, которые обеспечат евреям счастливое будущее, — это не сражения воинов, а битвы за культуру. Это было одно из самых судьбоносных озарений в истории.

Эзра читает Тору у Водных ворот в Иерусалиме. Ян Лёйкен. Офорт. Вторая половина XVII века

Вторым моментом был необычайный шаг по созданию в I веке первой в мире системы всеобщего обязательного образования. Вот как Талмуд описывает этот процесс, увенчавшийся трудами Йеошуа бен Гамлы, который был первосвященником в последние годы существования Второго храма:

«Воистину, да будет помянут добром сей муж, по имени Йеошуа бен Гамла, ибо если бы не он — забылась бы Тора в Израиле. Сначала тот, у кого был отец, учился у него Торе, а тот, у кого не было отца, не учился Торе… Тогда постановили, что учителя детей будут находиться в каждом округе и что все юноши будут начинать [учиться у них] с шестнадцати или с семнадцати лет. [Так и сделали], но всякий, на кого гневался учитель, возмущался и уходил. [Так было], пока не пришел Йеошуа бен Гамла и не постановил, чтобы учителя детей были в каждой области, в каждом городе и селении и чтобы начинали [учиться] в шесть или семь лет» Бава батра, 21а.
.

В Англии всеобщее обязательное образование ввели только в 1870 году, когда она была ведущей имперской державой мира, — только через восемнадцать столетий. Примерно во времена Йеошуа бен Гамлы, в I веке н. э., Йосеф Йосеф бен Матитьяу (Иосиф Флавий; ок. 37 — ок. 100) — древнееврейский историк и военачальник. — Примеч. перев.
мог написать: «Из нас же, кого о наших законах ни спроси, тому скорее труднее будет назвать свое собственное имя, чем рассказать их все. Вот потому от самого раннего пробуждения сознания в нас мы изучаем их и имеем как бы начертанными в своем сердце» Contra Apionem, II, 177–78. Флавий Иосиф. О древности еврейского народа. Против Апиона. Перевод А. В. Вдовиченко.
.

Теперь мы понимаем, почему мудрецы провели связь между пустыней и дарованием Торы: она была открыта для всех, а также бесплатна. Ни отсутствие денег, ни недостаточно высокородное происхождение не были помехой для того, чтобы вы изучили Тору и приобрели известность в общине, где ученость считалась высочайшим достижением.

«Тремя венцами увенчан Израиль: венцом Торы, венцом храмового служения и венцом царствования. Венца храмового служения удостоился Агарон… Венца царствования удостоился Давид… Венец же Торы ожидает каждого… каждый, кто захочет, пусть подходит и берет» Рабби Моше бен Маймон. Мишне Тора (кодекс Маймонида). Книга «Знание». Законы об изучении Торы, 3:1 / Перевод Меира Левинова. М.: Книжники; Лехаим, 2010. .

Я полагаю, что это одна из глубочайших мыслей иудаизма: что бы вы ни стремились создать в мире, начните с образования. Если вы хотите создать справедливое и милосердное общество, начните с образования. Если вы хотите создать общество равного человеческого достоинства, гарантируйте бесплатность образования и всеобщее равное право на него. Вот идея, которую мудрецы извлекли из того факта, что мы читаем Бемидбар перед Шавуот, праздником, напоминающим, что Б‑г, даруя нашим предкам Тору, даровал ее им всем на условиях равноправия.

 

Вопросы (за шабатним столом)

1. Почему народ находился в пустыне, когда получил Тору?
2. Почему важно обратить внимание на то, что Откровение на горе Синай было опытом всего народа?
3. Почему, на ваш взгляд, еврейское общество ввело всеобщее образование за много поколений до того, как оно было введено в остальном мире?

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Бемидбар. «В пустыне»

Как известно, избранность еврейского народа означает избрание его для конкретной функции — быть носителем Учения и воплощать замысел Творца в этом мире. В данном случае Всевышний выбирал для Себя «рабочие руки». Тогда на эту единственную вакантную должность претендовали 70 народов, но «повезло» (как всегда) только евреям. И подсчет «голов» как раз подчеркивает этот факт: Всевышнему необходимо было знать прежде всего точное количество работников.

Уроки Торы I. Бемидбар

Эта недельная глава начинается повелением Всевышнего провести перепись евреев. За первые тринадцать месяцев после Исхода из Египта такая перепись производилась трижды. В чем духовный смысл приказа Всевышнего пересчитать Его народ? Почему за такой короткий период перепись населения проводилась трижды? В чем состоит разница между этими тремя переписями? Как связано это событие с праздником Шавуот, который всегда приходится на время чтения главы «Бемидбар»?