Мастер красоты
Кельн, Музей Людвига, до 8.1
В начале века уроженец Буковины Карл Шенкер (1886–1954) был одним из самых популярных фотографов Германии. Его портреты светских львиц, актрис, знаменитостей и просто красавиц расходились многотысячными тиражами, их печатали журналы и собирали те, чьи потомки позже начнут млеть от глянцевых журналов. Пресса называла его прирожденным ваятелем прекрасных образов и режиссером женских головок.
В 1925‑м Шенкер уезжает в Нью‑Йорк, где занимается графикой и живописью, но в 1930‑м возвращается в Берлин и вновь открывает фотоателье — как выяснилось, теперь ненадолго. После 1934‑го он еще пару лет относительно свободно работает в Германии как иностранный фотограф, а затем, как и любой другой фотограф‑еврей, больше не может публиковаться в немецкой прессе. Перед войной ему удается уехать в Лондон, но былой славы там Шенкер уже не достиг, да и в самой Германии его уход остался незамеченным, о смерти некогда модного мастера не написала ни одна газета.
Интерес к его наследию возродился три года назад, когда известная американская фотохудожница Синди Шерман показала на Венецианской биеннале современного искусства шенкеровские фотографии кукол. Музей Людвига купил коллекцию из 100 работ, всего же в Кельне показывают более 250 экспонатов, в том числе рисованный портрет скрипача Яши Хейфеца из Художественной галереи Онтарио в Канаде.
Сомов, Шагал, Фальк
Москва, Третьяковская галерея, до 15.1
В рамках возрожденного проекта «Золотая карта России» в Инженерном корпусе показывают 52 полотна и листа графики XVIII–XX веков из собрания Приморской картинной галереи — их отобрали из более чем 7400 хранящихся здесь работ. Многие экспонаты происходят из коллекции краеведческого музея им. Арсеньева, который, в свою очередь, получил в 1930‑х годах около 200 произведений русского и западноевропейского искусства из самой Третьяковки и Русского музея. Среди экспонатов — «Портрет Г. Л. Гиршман» (1911) Константина Сомова, «Стволы» (1917) Роберта Фалька, редкий «Портрет брата Давида с мандолиной» (1914) Марка Шагала и довольно неожиданное по стилистике «Первое впечатление о Владивостоке» (1928) много работавшего в Сибири и на Дальнем Востоке чеха Вацлава Пановского.