США возвращаются в Совет по правам ООН, что, вероятно, рассердит защитников Израиля
На этой неделе администрация Байдена намерена объявить, что возобновит работу с Советом ООН по правам человека, из которого почти три года назад вышел бывший президент США Дональд Трамп, заявили 7 февраля американские чиновники, сообщает «The Times of Israel».
Американские чиновники рассказали, что госсекретарь Энтони Блинкен и высокопоставленный американский дипломат в Женеве 8 февраля объявят, что Вашингтон вернется в штаб-квартиру в Женеве в качестве наблюдателя, чтобы в дальнейшем добиться избрания в качестве полноправного члена. Решение может вызвать критику со стороны консервативных конгрессменов и многих членов произраильского сообщества. Трамп вышел из правозащитного агентства мирового сообщества в 2018 году из-за его непропорционального внимания к Израилю, который получил на данный момент наибольшее количество критических резолюций совета, направленных против одной страны, а также значительного количества авторитарных стран среди его членов, а также потому, что он не реализовал список реформ, которых требовала тогдашний посол США в ООН Никки Хейли.
В дополнение к постоянному вниманию Совета к Израилю, администрация Трампа критиковала тот факт, что членами этого органа являются Китай, Куба, Эритрея, Россия и Венесуэла, обвиняемые в нарушениях прав человека. Один высокопоставленный американский чиновник, на условиях анонимности, заявил, что администрация Байдена считает, что Совет все еще должен реформироваться, но лучший способ способствовать изменениям — это «взаимодействовать с ним принципиальным образом». По словам чиновника, это может быть «важный форум для тех, кто борется с тиранией и несправедливостью во всем мире», и присутствие США будет «гарантировать, что оно сможет реализовать этот потенциал».
Хотя до конца 2021 года США будут иметь в Совете только статус наблюдателя без права голоса, официальные лица заявили, что администрация намерена добиваться одного из трех мест полноправных членов, которые в настоящее время занимают Австрия, Дания и Италия, от группы «Западная Европа и другие государства», на голосовании в конце этого года. Генеральная Ассамблея ООН делает окончательный выбор на голосовании, которое обычно проводится в октябре каждого года, для заполнения вакансий на трехлетний срок в совете из 47 государств-членов.
Взаимодействие США с Советом и его предшественницей, Комиссией ООН по правам человека, на протяжении десятилетий было чем-то вроде «политического футбола» между администрациями республиканцев и демократов. Признавая его недостатки, президенты-демократы, хотели участвовать в его работе, в то время как республиканцы были возмущены его критикой Израиля. Однако выход Трампа из СПЧ ООН стал одной из ряда его попыток снять различные ограничения, сдерживающие свободу США, со стороны международного сообщества за четыре года его пребывания в должности. Он также вышел из Парижского климатического соглашения, соглашения с Ираном о его ядерной программе, Всемирной организации здравоохранения, ЮНЕСКО и ряда договоров о контроле над вооружениями. Трамп также угрожал выйти из Международного почтового союза и часто намекал на выход из Всемирной торговой организации.
С момента вступления в должность в прошлом месяце президент США Джо Байден вновь присоединился как к Парижскому соглашению, так и к ВОЗ, и выразил заинтересованность в возвращении к соглашению с Ираном. Когда Трамп покинул Совет ООН по правам человека, Израиль оценил этот шаг как «смелое решение против лицемерия и лжи» международной организации.
«Вместо того, чтобы иметь дело с режимами, которые систематически нарушают права человека, СПЧ ООН одержимо фокусируется на Израиле, единственной подлинной демократии на Ближнем Востоке», – заявили тогда в офисе премьер-министра Биньямина Нетаньяху. Постоянным элементом повестки дня Совета является пункт 7 («Ситуация с правами человека в Палестине и на других оккупированных арабских территориях»), который с момента его принятия в 2007 году подвергает Израиль постоянному осуждению – меру, с которой не сталкивается в этом органе ООН ни одна другая страна.