Библиотека: Голос в тишине

Голос в тишине. Т. V. Не на небе

По мотивам хасидских историй раввином Шломо-Йосефом Зевиным Перевод и пересказ Якова Шехтера 24 февраля 2016
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

«Эти заповеди, которые я передаю вам сегодня,

не выше вашего разумения и не далеки от вас. Они не на небе, и вы не можете сказать: “Кто взойдет ради нас на небо, принесет и возвестит их нам,

чтобы мы их исполняли?” Не за морем они,

и вы не можете сказать: “Кто отправится ради нас за море, принесет и возвестит их нам,

чтобы мы их исполняли?” Эти повеления

очень близки к вам, они в ваших устах и в вашем сердце, и вы должны исполнять их!»

Дварим, недельная глава «Ницавим»

 

 

Мясник пришел к Провидцу из Люблина.

— Ребе, — сказал он, нервно вертя в руках цицис. — Помогите, ребе.

— Что случилось? — спросил Провидец.

— Я купил шесть коров для Пейсаха, — волнуясь, начал мясник. — Как обычно, я всегда так поступаю. И вдруг мною овладели сомнения, нет ли среди них больных? Если одна корова выйдет после проверки трефной, заработаю, но мало, ведь ее придется продать неевреям, а они, зная, что мне деваться некуда, сбрасывают цену до земли. Если две — только окуплю расходы. А если три — потеряю много денег!

— А почему ты засомневался? — спросил ребе. — Разве ты не умеешь выбирать животных?

— Умею, ребе, еще как умею! И уж как стараюсь, можете поверить. Но вчера, когда коров пригнали домой, жена вышла навстречу и говорит: «Ох, дорогой, боюсь, тут полно трефы».

— Жена так сказала? — уточнил Провидец.

— Жена, — тяжело вздохнул мясник.

— Тогда это серьезно. Давай поступим следующим образом: вернись домой, напиши подробное описание каждой коровы и принеси бумагу мне.

Мясник бросился домой и спустя час вернулся с описанием.

Ребе взял листок и стал отмечать против каждой коровы:

— Эта кошерная, эта трефная, эта кошерная, это трефная, а про этих двух не знаю.

— Та‑а‑к, — деловито протянул мясник. — Значит, кошерных — к шойхету, трефных продаю неевреям, а как быть с этими? Неужели ребе может чего‑то не знать? Ведь на Небесах все известно!

— При проверке после резки возникнут вопросы по кошерности легких у этих коров, — ответил Провидец. — Их придется показать раввину, и он решит, трефные они или нет. Решение полностью в его руках, поэтому на Небе про этих двух коров ничего не известно. Как сказано: они не на небе…

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

University of Cambridge: Рабби Йешаяу а‑Леви бен Мишаэль, шурин Маймонида, и два его сочинения

Рабби Йешаяу а‑Леви бен Мишаэль — один из малоизвестных персонажей еврейской средневековой науки. Его фигура начала приобретать определенные очертания благодаря находкам из Каирской генизы. Настоящее исследование добавляет несколько новых элементов к нашему пониманию еврейской интеллектуальной истории Средних веков

«Хумаш Коль Менахем»: Тонкий упрек со стороны Моше

И Моше, перечисляя «все места, где они гневили Бога», не упомянул Мару, поскольку там народ взбунтовался против его руководства, а не против Бога. Таким образом, хотя Моше считал уместным укорить еврейский народ за его грехи против Бога, он не стремился при этом защитить свою честь, упрекая народ за восстание против него.

«Хумаш Коль Менахем»: Книга Дварим

Бог помогает бааль тшува, даруя Божественное откровение его душе на подсознательном уровне. Это похоже на процесс произнесения книги Дварим: на уровне сознания это были собственные слова Моше, но на более глубоком уровне слова были плодом Божественного откровения. Упомянутое сходство между тшувой и книгой Дварим является внутренней причиной того, что книга определятся как «упрек», способный помочь человеку совершить тшуву