Уроки Торы III

Уроки Торы III. Шлах

Менахем-Мендл Шнеерсон 22 июля 2016
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

Увидеть землю

«И послал их Моше высмотреть страну Кнаан, и сказал им: ‘’Вот, идите на юг [страны], и взойдите на горы, и осмотрите страну, какова она…»

Бемидбар, 13:17,18

 

Одна из величайших трагедий в истории еврейского народа связана с миссией разведчиков. Пятнадцать месяцев после исхода из Египта израильтяне стояли лагерем в пустыне Фаран, намереваясь войти в Святую землю. Моше отрядил двенадцать человек — каждый представлял одно из колен Израилевых, — чтобы осмотреть землю, которую Б‑г заповедал Аврааму, Ицхаку и Яакову.

Сорок дней спустя разведчики вернулись, восхваляя плодородие земли, но сокрушаясь по поводу военной мощи ее обитателей: «Но силен народ, живущий в этой стране, и города укрепленные, очень большие… не можем мы идти на народ тот, ибо он сильнее нас» (там же, 13:27‑31).

Разведчики посеяли панику в народе, и люди всю ночь проплакали в ужасе и отчаянии: «И… зачем Б‑г ведет нас в страну эту, чтобы пали мы от меча? Чтобы жены наши и малые дети наши стали добычей? Не лучше ли нам возвратиться в Египет?» (там же, 14:1‑3).

Эта ночь, наполненная воплями изверившихся людей, стала «плачем на поколения». Б‑г задержал вселение израильтян в Святую землю на 38 лет, пока все это поколение не вымерло и пока не выросло новое, больше доверяющее Б‑гу.

Когда народ Израиля вошел в землю Кнаана, вел соплеменников уже не Моше, а его ученик Иеошуа, который был лишь бледной луной по сравнению с солнцем Моше. Наши мудрецы указывают, что заслуги Моше вечны: он передал нам Тору, неподвластную превратностям времени.

Построенное им Святилище не было уничтожено никогда — в отличие от Храмов, построенных царем Шломо и Эзрой в Иерусалиме. Если бы в Святую землю нас привел Моше, нас бы оттуда никто не сумел изгнать. Если бы Моше построил Священный Храм, разрушить его не сумел бы никто.

Таким образом, все беды и поражения еврейского народа восходят к той ночи, когда Израиль оплакивал собственное неверие в обещание свыше.

Реальность увиденного

В чем же ошиблись разведчики? Почему их миссия, назначенная Моше с одобрения Б‑га, закончилась таким провалом? Посылая разведчиков, Моше велел им высмотреть природу земли, качество почвы, силу обитателей. На все эти вопросы они честно ответили, сообщив о том, что видели. Но Моше предварил свои указания словами: «Осмотрите страну».

Зрение — это не просто способность человека видеть, не просто один из органов чувств. Слышать, обонять, вкушать или прикасаться — значит «воспринимать», собирать сведения, которые сообщают нам о природе и характеристиках того или иного явления. Что‑то «увидеть» означает «испытать» это. Когда мы говорим: «Я это видел», — фактически мы хотим сказать: «Это — правда, испытанная мною в полной мере. И убедить меня в чем‑то другом вы не можете. Это не было мне кем‑то “доказано” и, соответственно, не может быть “опровергнуто” более сильными аргументами и доказательствами. Я это сам видел. Для меня это — реальность». «Осмотрите страну», — сказал Моше разведчикам. Тем самым он говорил: я посылаю вас не просто собирать данные. Я посылаю вас как разведчиков в самом буквальном смысле слова. Ваша миссия — осмотреть, увидеть. Я посылаю вас, — говорил Моше, — стать глазами Израиля. Посредством ваших глаз весь народ получит абсолютные и недвусмысленные сведения о его Б‑жественном наследии.

И именно их глазами весь народ имел возможность познать реальность, поколебать которую не смогут мирские данные, пусть самые противоречивые и угрожающие. И здесь разведчики не исполнили свою миссию. Они обошли страну, изучили ее землю, попробовали, обнюхали и ощупали ее плоды и проанализировали собранные факты. Но они не «увидели» страну и не принесли это видение народу Израиля.

Сегодняшний взгляд

Перед уходом из этого мира Моше попросил Б‑га: «Дай мне перейти, и увижу я эту хорошую страну, что по ту сторону Иордана, прекрасную гору эту и Ливан!» (Дворим, 3:25). Б‑г не позволил Моше «перейти», но позволил «увидеть»:

«Взойди на вершину Писги и взгляни на запад, и на север, и на юг, и на восток и посмотри глазами своими, ибо не перейдешь ты этот Иордан!» (там же, 3:27).

Наши мудрецы говорят, что в каждой душе содержится искра души Моше. И когда мы смотрим на землю «глазами Моше», мы видим, что она — дом Б‑га, исполненный святости и совершенства. И это видение входит в нашу жизнь, наполняя собой ежедневную реальность.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

Свет, пронесённый сквозь тьму: жизнь и наследие реб Исроэля Пинского

Скончался великий еврей. И, что важно, это было скромное величие: он никогда не искал почестей, жил просто, но при этом был настоящим праведником и наставником. Ушел «один из последних могикан» поколения советских хасидов, сумевших нести свет хасидизма за «железным занавесом». Без таких людей не было бы феномена еврейского религиозного возрождения. Исроэль Пинский заслуженно вошёл в летопись движения Хабад как пример непоколебимой верности Торе и еврейскому народу

Пища для размышления. Недельная глава «Шмини»

В отличие от гедонистических и аскетических культур, иудаизм стремится к целостности и сбалансированности в земной жизни. Человек — это и тело, и душа. Потому иудаизм призывает не к гедонизму и не к аскезе, а к преобразующим усилиям. Нам заповедано освящать действия, связанные с поеданием пищи и половыми сношениями. Из этой заповеди вытекают законы о пище и законы о семейной чистоте (ниде и микве) — то есть законы о двух ключевых элементах кдуши, жизни в состоянии святости

«Хумаш Коль Менахем»: Разделение Красного моря и «Песнь на море»

Тема, которая доминирует в «Песне на море», — не восхваление Бога за спасение еврейского народа, как можно было бы ожидать. Доминирующая тема — воздействие, которое это чудо оказало на неевреев: смерть египтян и ужас, охвативший самые могущественные народы мира. Поэтому правомерен вопрос: безусловно, спасение нашего народа было более значимым событием, нежели последующее влияние на нееврейские народы. Почему же в «Песне на море» акцент делается на последнем?