Новый еврейский музей Франкфурта исследует забытые корни Анны Франк
Хотя она родилась во Франкфурте, Анна Франк в основном ассоциируется с Амстердамом, где она пряталась во время Холокоста и вела свои знаменитые дневники. Теперь новый еврейский музей, стоимостью 58 миллионов долларов, в центре Франкфурта готовится продемонстрировать глубокую привязанность семьи Франков к городу, который они покинули в 1933 году, когда Анне было 4 года.
Центр семьи Франк станет ключевым элементом основной выставки в Еврейском музее Франкфурта, открытие которой запланировано на 21 октября. В центре представлены артефакты, принадлежащие семье Франк, которые никогда не выставлялись публично, в том числе изделия из серебра, фарфора и произведения искусства, которые уцелевшие члены семьи в Базеле, Швейцария, хранили во время Второй мировой войны.
«В некотором смысле они сохранили семейное наследие», – заявила директор музея Мирьям Венцель JTA на пресс-конференции 25 августа. «Они старались сохранить некоторые традиции с тех времен, когда жили здесь, владели огромным домом и частным банком». Венцель заявила, что она была особенно тронута тем, как хорошо ухаживали за столовым серебром. «Оно все очень чистое», – сказала она. Франки были среди тысяч немецких евреев, бежавших из своей родной страны, когда нацисты пришли к власти. Как и Франки, многие из них были убиты, когда нацисты завладели большей частью Западной Европы.
Подчеркнуть связь Франков с Франкфуртом, безусловно, имеет смысл с точки зрения маркетинга. Анна, убитая подростком вместе с матерью и сестрой после того, как в 1944 году было обнаружено убежище их семьи, является, вероятно, самой известной жертвой Холокоста в мире. Ее дневник, опубликованный в 1947 году, отредактировал ее отец Отто, единственный из ближайших родственников, переживших войну. Он стал бестселлером, переведен на десятки языков и неоднократно адаптировался для фильмов, опер и мюзиклов. Но, по словам Венцель, артефакты в Центре семьи Франк рассказывают важную и часто упускаемую из виду часть истории – не только об Анне Франк, но и о немецких евреях. Для нее эти предметы иллюстрируют все, что Франки потеряли из-за Холокоста. Одним из таких предметов является фарфоровый сервиз XIX века с надписью в честь свадьбы прабабушки Анны, Корнелии Стерн. Дочь Корнелии, Алиса Стерн, бежала из Франкфурта в Швейцарию в 1933 году, где она хранила многие семейные реликвии до своей смерти в 1953 году.
Новый музей, который строился пять лет и в значительной степени финансировался муниципалитетом Франкфурта, имеет площадь более 21000 квадратных футов и способен ежедневно принимать тысячи посетителей. Он отличается впечатляющей асимметричной архитектурой с множеством окон в форме ромбов и современным сайтом, который будет включать технологию виртуального просмотра, используемую в некоторых ведущих музеях Европы.
Венцель подчеркнула, что новый музей, которым будет управлять муниципалитет, будет функционировать как «образовательный центр для пропаганды демократических идей и толерантности». Сара Сусан, куратор Музея современной еврейской культуры, сказала, что Центр Франков будет единственным местом в Германии с собственной выставкой, посвященной семье, и что она надеется, что она «прольет свет» на часто забываемую часть истории Анны. Это открытие – первое из многочисленных мероприятий, посвященных 1700-летию еврейской жизни в Германии.
Мероприятия финансируются правительством и координируются ассоциацией «321-2021». Торжество проходит в одно из самых сложных периодов для немецкого еврейства со времен Второй мировой войны, когда растет уровень мусульманского и ультраправого антисемитизма. В прошлом году вооруженный ультраправый преступник попытался ворваться в синагогу в Галле на Йом-Кипур и убил двух человек поблизости, не сумев проникнуть в здание. В последние годы в Германии также были зарегистрированы многочисленные случаи антисемитского насилия со стороны людей мусульманского происхождения. «Я очень неоднозначно отношусь к вопросу о мероприятии», – говорит Венцель. «Я чувствую, что это время неуверенности, в котором, с одной стороны, есть еврейские голоса, особенно молодые, более уверенных в себе, выдающихся, требующих своего места, заново открывающие для себя прерванные традиции. И, вероятно, есть большинство в общине, которое не уверено в том, к чему это может привести, и это вызывает страхи и воспоминания».