Письма о семейной жизни
(Игрот кодеш. Т. XII. С. 255)
(Игрот кодеш. Т. XIV. С. 80)
Подготовка жениха
Надеюсь, Вы сделаете все, что я перечислил. Время накануне свадьбы драгоценно, поскольку очевидно, что сделанные в этот период приготовления влияют на всю последующую жизнь.
(Игрот кодеш. Т. XIV. С. 82)
Безусловно, наши мудрецы, благословенной памяти, много говорили о необходимости обеспечить невесту приданым [footnote text=’См., напр., Шабат, 127а: «Вот дела, плоды которых человек вкушает в этом мире, и остается ему в награду в Мире грядущем: <…> помощь бедным невестам в устройстве свадьбы».’](ахнасат кала)[/footnote] и связанных с этим приготовлениях. Тем не менее я глубоко убежден, что в наше время основное внимание следует уделять духовной подготовке к свадьбе. Поэтому все дополнительные средства должны быть потрачены на изучение Торы и соблюдение заповедей — это будет засчитано как совместная заслуга жениха и невесты.
(Игрот кодеш. Т. XVIII. С. 16)
Даже если у Вас действительно очень много дел накануне свадьбы, Вы можете уменьшить время каждого урока, однако ни в коем случае не отказывайтесь даже от одного из них. Кто знает, какой из «ликов Торы» понадобится человеку в каждый конкретный момент?
Наши мудрецы, блаженной памяти, говорили, что, «если человек страдает головной болью, ему следует учить Тору, и если у него болит горло, то ему следует учить Тору» (Эрувин, 54а). Талмуд делает вывод, что таким образом человек излечится от болезни.
В связи с этим утверждением возникает очевидный вопрос: все мы знаем людей, которые страдали головной болью, занимались изучением Торы — и не исцелились. Как это может быть?
На этот вопрос существует множество различных ответов. Один из них гласит, что Тора подобна единому организму, как сказано: «Вот Тора — [footnote text=’Берешит, 5:1. Слова «зот торат а-Адам» обычно переводят как «вот родословная Адама».’]человек[/footnote]». Иными словами, в Торе есть элементы, связанные с головой, горлом и другими органами человеческого тела. Соответственно, если человек страдает от головной боли, ему следует учить Тору. Если Всевышний пошлет ему удачу и он займется разделом, имеющим отношение именно к голове, это принесет ему исцеление. Однако далеко не каждый обладает столь ясным духовным зрением, чтобы найти раздел Торы, помогающий именно от головной боли, боли в горле и т. д.
Все сказанное выше справедливо не только в отношении лечения, но и в нашей ситуации. Мы не можем знать, какой раздел Торы будет наиболее полезен Вам как жениху. Поэтому, поскольку благодаря помощи Провидения Вы постоянно посещаете уроки, посвященные различным разделам Торы, Вам следует продолжить все эти занятия. Если Вы не можете сейчас учиться так же, как прежде, Вы можете сократить каждый из этих уроков. Однако ни в коем случае не отказывайтесь даже от одного урока.
(Игрот кодеш. Т. V. С. 53)
Что касается изучения хасидизма, то в первую очередь нужно заняться [footnote text=’Маамарей авода («трактаты служения») — хасидские трактаты, посвященные служению Всевышнему, т. е. исправлению моральных качеств, молитве и т. д.’]авода[/footnote]. Посоветуйтесь со своим [footnote text=’Машпиа («воспитатель») — в хасидских ешивах завуч, ответственный за моральный облик учеников.’]маамарей машпиа[/footnote], что Вам учить в оставшееся время.
(Игрот кодеш. Т. XXIV. С. 317)
Вы задали несколько вопросов, касающихся раздела Торы, который Вам сейчас следует изучать, а также морально-нравственного поведения и служения Всевышнему в оставшееся до свадьбы время.
Мне не доводилось встречать конкретных указаний, касающихся затронутых Вами проблем. Кроме того, в своем письме Вы не указали дату своей свадьбы.
Если предположить, что до свадьбы еще несколько недель, то за это время можно изучить практические законы, которые нужно знать, вступая в брак, например законы ритуальной нечистоты, и т. д. Лучше всего, если Вы будете изучать эти законы вместе с напарником из числа хасидов Хабада, который уже женат.
Непосредственно накануне свадьбы займитесь изучением трактата [footnote text=’«Решит хохма» («Начало мудрости») — каббалистический трактат рабби Элияу де Видаса (1518–1592), ученика рабби Моше Кордоверо.’]«Решит хохма»[/footnote], «Врата святости», главы 15, 16 и 17.
(Игрот кодеш. Т. V. С. 129)
(Игрот кодеш. Т. XVII. С. 980)
(Игрот кодеш. Т. VII. С. 362)
(Игрот кодеш. Т. XVIII. С. 400)
Если сейчас Вы примете решение назначить экзамен на время после свадьбы — примерно через шесть недель, — то, поскольку оно будет принято еще до свадьбы, это будет Вам засчитано, как если бы Вы получили смиху до свадьбы.
(Без даты)
Вы не написали, на какую дату назначена ваша свадьба. Если до свадьбы есть еще несколько месяцев, Вам следует постараться закончить все шесть разделов [footnote text=’Мишна — первый свод законов Устной Торы, составленный в конце II века н. э., состоит из шести тематических разделов (каждый из которых, в свою очередь, состоит из тематических трактатов).’]Мишны[/footnote], не отказываясь при этом от своих регулярных уроков. Если это окажется невозможным, постарайтесь закончить хотя бы два раздела Мишны. В самом крайнем случае изучите малый трактат [footnote text=’Малые, или Внешние, трактаты — собирательное название для сочинений небольшого размера, подобных трактатам Вавилонского Талмуда по стилю и жанру, но не входящих в него. Эти произведения были написаны в различные эпохи; по-видимому, все они были окончательно обработаны и отредактированы в школе вавилонских гаонов.
«Кала» («Невеста») — трактат, содержащий описания брачных обрядов, рассуждения по поводу скромного поведения и пристойной одежды еврейской девушки.’]«Кала»[/footnote].
(Игрот кодеш. Т. VI. С. 83)
(Игрот кодеш. Т. V. С. 283)
(Без даты)
(Игрот кодеш. [footnote text=’См. также: Ликутей Сихот. Т. XIX. С. 509.’] Т. VII. С. 154[/footnote])
(Игрот кодеш. Т. XI. С. 115)
Чем больше он преуспеет в изучении Торы, тем больших вечных благ он удостоится.
(Игрот кодеш. Т. XIII. С. 123)
В прежние времена, для того чтобы получить смиху, нужно было хорошо знать “Тур” и все разделы “Шульхан арух” или, по крайней мере, “Йоре деа” и “Эвен эзер”. В наши дни принято начинать с изучения “Кицур Шульхан арух”, затем переходить к изучению “Шульхан арух” с комментариями, а затем, если есть свободное время, приступать к изучению “Тура” и “Бейт Йосеф”. Когда я говорю о смихе, я имею в виду хотя бы второй вариант, чтобы человек знал, как вести себя в повседневной жизни. Для этого ему нужно изучить “Орах хаим” и “Йоре деа” и хотя бы некоторые законы из “Эвен эзер”» (Торат Менахем, Гитваадуйот, т. VI, с. 70).’]свадьбы[/footnote].
(Без даты)
(Игрот кодеш. Т. XIX. С. 200)
Я очень удивлен Вашим вопросом. Вы пишете, что уже провели здесь некоторое время и по желанию или против желания, несомненно, нечто приобрели. Теперь все, что Вы узнали, необходимо воплотить в жизнь, как сказали мудрецы: «Важно учение, которое ведет к практическим [footnote text=’Кидушин, 40б.’]действиям[/footnote]».
И Провидение предоставило Вам самый простой способ для воплощения этих идей на практике — возможность заниматься воспитанием еврейских детей, работая в учреждении моего тестя и учителя, Ребе, главы евреев. Очевидно, что Вам следует работать с радостью, усердием и самоотдачей, тем более что Вы собираетесь вступить в брак. Эта работа станет тем каналом и сосудом, благодаря которым Ваша семейная жизнь будет успешной. Однако, вместо того чтобы вернуться в Страну Израиля, Вы хотите уклониться от этой работы. Для этого Ваше дурное начало прикидывается богобоязненностью.
Из этого следует, что Вам нужно с радостью продолжать свою миссию. И поскольку нам обещано, что когда человек хоть немного освящает себя внизу, то Свыше его освящают намного больше, Вы преуспеете во всех своих начинаниях.
(Игрот кодеш. Т. XXII. С. 15)
Подготовка невесты к семейной жизни
Во многом благодаря заслугам женщины Всевышний дарует истинное счастье ее мужу, детям и всем прочим домочадцам.
(Из письма от 18 элула 5735)
(Игрот кодеш. Т. XIX. С. 241)
(Без даты)
(Игрот кодеш. Т. V. С. 87)
Все это зависит только от вас: Вам просто следует поступать соответствующим образом, а также позаботиться о том, что Ваши подруги, родственницы и приятельницы узнали об огромном потенциале соблюдения законов скромности, и благословениях, которые принесет их соблюдение.
(Игрот кодеш. Т. VIII. С. 204)
Поскольку в Писании сказано: «Слава царской дочери — внутри [ее дома]» (Теилим, 45:14), в подобной ситуации следует прислушаться к ее мнению и подыскать более подходящее жилье. Тот, кто оплачивает ваши расходы, оплатит и это, тем более что в данном случае Вы исполняете волю Всевышнего относительно скромности дочерей Израиля.
(Игрот кодеш. Т. IX. С. 184)
Одна из вещей, в которых необходимо убедиться еще накануне свадьбы, — согласие невесты носить парик. Я уверен, что жених не только согласится, чтобы она носила парик, но и всячески ее в этом поддержит и будет доволен, что она поступает именно так.
Очевидно, что мне не нужно объяснять, почему замужняя еврейская женщина должна ходить в парике, тем более что мы часто видим, что женщины, соглашающиеся покрывать голову шарфиком или платком, вскоре начинают ходить с непокрытой головой. Кроме того, даже в тот недолгий период, когда они покрывают голову, они обычно допускают различные вольности и [footnote text=’Например, носят платок, практически не закрывающий волосы, что, по большинству мнений религиозных авторитетов, является нарушением законов скромности.’]нарушения[/footnote].
(Игрот кодеш. Т. X. С. 92)
Меня особенно смутила форма, в которой был сформулирован Ваш вопрос. Вы пишете, что Ваша невеста согласна носить парик таким образом, чтобы он прикрывал все волосы, кроме «двух пальцев» спереди, которые останутся снаружи.
Я не понимаю, кого вы пытаетесь обмануть. Невозможно обмануть Всевышнего, невозможно даже обмануть весь мир — можно обмануть только самого себя. Какая в этом может быть польза?
Я уверен, что при должном усердии и с помощью многократных объяснений Вы сможете убедить свою невесту, что она должна будет покрывать голову должным образом.
(Игрот кодеш. Т. IX. С. 325)
Прежде всего, речь идет не об обычае, а об однозначном законе [footnote text=’Шульхан арух, Орах хаим, 75.’]Торе[/footnote], предписывающем, чтобы замужняя женщина покрывала голову. Более того, за исполнение этого закона обещана огромная награда. Отсюда мы учим, насколько важно соблюдение этой заповеди.
Вот слова «Зоара», приведенные даже в [footnote text=’Мишна брура — алахический комментарий раввина Исраэля-Меира Пупко (Хафец Хаим; 1839–1933) к разделу «Шульхан арух» «Орах хаим»; один из наиболее авторитетных сводов еврейских законов позднего времени.’]«Мишна брура»[/footnote] (Законы чтения Шма, гл. 75); я перечислю лишь упомянутые там благословения, не приводя описания всех негативных последствий, вызываемых несоблюдением этого закона: «Ее дети будут красивее других детей; ее муж удостоится всех благословений, наверху и внизу — богатства, детей и внуков».
К этому я хочу добавить, что меня просто пугает, когда я слышу, что это может быть «проблемой» для женщины, в сердце которой есть хотя бы искра еврейской веры и которая хочет, чтобы ее замужество оказалось удачным и счастливым. Ведь упомянутые выше благословения касаются не только мужа и жены, но и их будущих детей, которыми их благословит Всевышний.
Даже если Вы утверждаете, что это может быть неприятно, разве можно сравнить неудобства, связанные с необходимостью покрывать голову, и благословение — благословение Того, Кто создал человека, сотворил вселенную и управляет ею?! Подобные мысли совершенно нерелевантны, даже если бы существовала хотя бы тень сомнений, является ли предписание покрывать голову заповедью, а тем более — поскольку речь идет об однозначном законе.
Разумеется, я знаю о существующих возражениях, а также о том, что многие не следуют этому [footnote text=’В начале и середине прошлого века среди эмансипированных религиозных женщин некоторые покрывали голову только в синагоге и во время религиозных обрядов. Некоторые модернистские ортодоксальные раввины — например, Моше Малка и Йосеф Машаш — даже защищали этот обычай. ‘]закону[/footnote]. Однако этой проблеме уже несколько тысяч лет: евреи всегда были обособленным народом, чьи законы не похожи на законы прочих [footnote text=’См. Эстер, 3:8: «Во всех областях царства твоего есть один народ среди других народов, но обособленный от них; и законы их отличны от законов всех народов». ‘]наций[/footnote].
К сожалению, среди евреев всегда были (и есть) те, кто публично нарушал субботу и даже вступал в браки с неевреями, упаси
Поскольку скоро Пурим, хочу напомнить, что первым, кто пожаловался на то, что мы живем обособленно и наши законы не похожи на законы других народов, был Аман, задумавший не только духовное, но и физическое уничтожение всех евреев: «Погубить и истребить всех иудеев, от малого до старого, детей и жен, а имущество их разграбить» (Эстер, 3:13). Ибо в любой стране существование еврейского народа зависит исключительно от соблюдения Торы и заповедей, которые Единый Творец дал Своему избранному народу.
(Игрот кодеш. Т. XXIII. С. 345–346)
В трактате [footnote text=’88а.’]«Шабат»[/footnote] есть известный рассказ о саддукее, который спросил: неужели евреи не захотели сначала понять и только затем сделать? На это мудрецы ответили словами Писания: «Непорочность прямодушных ведет их, а порочность вероломных погубит их» (Мишлей, 11:3).
Мудрецы также говорили, что сначала человек должен принять «иго Небесного царства», и лишь потом Всевышний, в Его бесконечной доброте, даст возможность хоть немного понять смысл заповедей. Однако и тогда человек должен исполнять заповеди ради принятия «ига Небесного царства», а не в силу того, что его ограниченный разум, разум сотворенного существа, якобы смог понять предназначение Всевышнего, который бесконечно далек от нас.
Совершенно очевидно, что вера заставляет человека принять заповеди Всевышнего, не пытаясь понять их предназначение ограниченным интеллектом. Ведь даже с точки зрения простого здравого смысла нетрудно понять, что конечный разум не может познать бесконечное. Между тем один из принципов еврейской веры, веры «верующих, потомков верующих», заключается в том, что Творец, Его воля и знания бесконечны, тогда как человеческий разум ограничен во всех своих проявлениях.
Кроме того, следует учесть недвусмысленное обещание награды за исполнение заповеди покрывать голову (подробнее об этом см.: Зоар, III, p. 126a). Даже если человек относится к этим обещаниям скептически — упаси
(Игрот кодеш. Т. XIII. С. 102–103)
Перевод с английского, идиша и иврита
[author]Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина[/author]