The Times of Israel: Девять мощных проектов Милтона Глейзера
Милтон Глейзер, крестный отец современного графического дизайна, который скончался в свой 91‑й день рождения 26 июня, нечасто говорил о своей еврейской идентичности.
Но когда он вдруг вспомнил об этом, то ясно дал понять, что его нью‑йоркское еврейское воспитание определило его художественную натуру.
Родившийся у родителей‑иммигрантов из Венгрии, уроженец Нью‑Йорка, он вырос в Бронксе, окруженный в основном «евреями из Восточной Европы, <которые> были очень левыми — марксистами, троцкистами, — рассказывал он журналу Hadassah в 2009 году. — Искусство моих идей проистекает скорее из моего еврейского происхождения, чем из моего американского “багажа”».
Он добавил также, что его эстетику сформировало стремление «никогда не чувствовать себя до конца своим в какой бы то ни было культуре».
И это оказалось позитивным моментом: Глейзер бросил вызов почти всем правилам современного дизайна, изменив «словарь американской визуальной культуры», как выразился автор его некролога в New York Times.
«В какой‑то момент нас приняли, и как только это произошло, все стало гораздо менее интересно», — вспоминал он в интервью 1989 года, имея в виду группу первых сотрудников своей дизайнерской фирмы.
Вспомним некоторые из еврейских образов в легендарной карьере Глейзера.
«Лучшие хиты Боба Дилана»
В 1967 году Глейзер сделал плакат для альбома лучших хитов Боба Дилана, одного из самых влиятельных еврейских артистов 20 века. Разноцветные волны, образующие волосы Дилана на фоне черного силуэта, были вдохновлены исламским искусством. Изображение стало иконой стиля и языком образности 1960‑х годов.
«Заговор против Америки» и другие обложки книг Филипа Рота
Глейзер разработал множество обложек книг, включая, по крайней мере, четыре для покойного еврейского романиста Филипа Рота: «Призрак уходит» (2007), «Немезида» (2010), «Унижение» (2009) и «Заговор против Америки» (2004) — этот роман представляет собой альтернативную историю, в которой Чарльз Линдберг становится президентом, устанавливает дружеские отношения с нацистами и позволяет антисемитизму распространиться по всей стране.
«Путеводитель язычника по еврейской еде»
Глейзер и Клэй Фелкер основали New York Magazine — тот самый, который до сих пор жив и здоров, — в 1968 году. Примерно в течение семи лет Глейзер писал туда колонку под названием «Подпольный гурман», в которой рассказывал о выдающихся ресторанах, посещение которых не скажется пагубно на вашем бюджете. И этой колонке была посвящена одна из многих обложек, которые он разработал для журнала, при этом самая еврейская, вероятно.
Отпразднуйте произраильский парад
Парад, который каждое лето заполняет Пятую авеню Нью‑Йорка, является крупнейшей ежегодной демонстрацией еврейской гордости в мире. История эта началась в 1965 году, когда тысячи людей спонтанно выстроились в очередь, чтобы увидеть бывшего премьер‑министра Израиля Давида Бен‑Гуриона, посетившего город. Бренд парада был обновлен в 2011 году, и Глейзер представил свой красный, белый и синий логотип.
«Старые евреи рассказывают анекдоты»
Глейзер поделился своим талантом в области дизайна логотипов и с этим сайтом — виртуальным архивом всего того, о чем говорит его название: это видео старых евреев, рассказывающих еврейские шутки. По словам создателя сайта Сэма Хоффмана, «каждый шутник должен быть евреем не моложе 60 лет. Насчет возраста я был бы строг, а насчет евреев — по духу. Если бы не было ничего другого, мы бы просто сделали портреты людей, которые прожили по крайней мере шесть десятилетий, и даже здесь было бы на что посмотреть».
«Я ♥ Нью‑Йорк»
Возможно, его самая известная работа — «I ♥ NY», логотип, ставший определяющим для мировой еврейской столицы № 2. Первоначально разработанный для городской туристической кампании 1977 года, он стал международным стандартом для чего угодно: от футболок до кофейных кружек и наклеек на бампер. «Я поражен тем, что случилось с этой маленькой, простой идеей», — сказал Глейзер в 2011 году.
«Ангелы в Америке»
Рисунок Глейзера в виде сидящего на корточках человека с разноцветными ангельскими крыльями украшал афишу легендарной пьесы еврейского драматурга Тони Кушнера «Ангелы в Америке» — сложной драмы об эпидемии СПИДа, отмеченной Пулитцеровской премией.
«Fairway»
Fairway Market, нью‑йоркский супермаркет, любимый местными евреями за его многочисленные кошерные предложения, заручился помощью Глейзера в разработке всевозможных пластиковых контейнеров для еды. Компания, вероятно, стремилась повторить успех логотипа Глейзера для сети супермаркетов Grand Union, который стал авторитетным дизайнерским сюжетом.
Работы в Музее Израиля
Легендарный Музей Израиля в Иерусалиме, судя по его сайту, хранит не менее трех произведений Глейзера в постоянной коллекции. Среди них известная реклама печатных машинок Olivetti: одна из машинок помещена здесь в сюжет картины XV века Пьеро ди Козимо. 
Оригинальная публикация: 9 powerful designs by Milton Glaser, the iconic artist who died this month