Сравнение библейских имен и данных эпиграфики подтверждает историческую подлинность книги Ирмияху
Сравнение между именами, упомянутыми в библейской книге Ирмияху, и именами, появившимися на археологических артефактах того периода, когда, как считается, жил этот пророк – примерно в седьмом-шестом столетиях до н.э., – подтверждает ее историческую подлинность, говорит Митка Р. Голуб, научный сотрудник Еврейского университета в Иерусалиме.
На протяжении десятилетий обнаружение древних надписей с именами, фигурирующими в Библии, рассматривалось учеными как важный инструмент, позволяющий пролить свет на достоверность ее повествований. В последние несколько лет Голуб расширила понятие о том, чему могут научить исследователей имена, сосредоточив свой анализ не на конкретных именах, а на их общих характеристиках и тенденциях. Однако, как она объяснила в двух статьях по этой теме, недавно опубликованных в журналах «Bibliology Archaeology Review» и «Israel Exploration Journal», ее исследования также пролили свет на культурные различия между древними Израильским и Иудейским царствами, что кажется, противоречат библейскому рассказу, который рассматривает их как две ветви, произошедшие из одной нации.
«Археология – моя вторая карьера», – сказала Голуб газете «The Jerusalem Post». «Ранее я училась и работала программистом. Когда я решила посвятить себя археологии, я подумала, что смогу применить свои знания в области статистики, чтобы применить количественные и статистические методы для анализа данных». Исследователь объяснила, почему она решила сосредоточиться на именах. «Мы нашли подтверждение существования многих имен, относящихся к периоду Первого Храма, также известного как Железный век II, и это дает нам много данных», – сказала она. «Мой подход заключался не просто в том, чтобы выделить конкретное имя на артефакте, которое также упоминалось в Библии, но в том, чтобы взглянуть, какие знания нам может дать предлагаемый набор имен».
Голуб изучила имена на обнаруженных при раскопках артефактах, опубликованные в журналах, корпусах и книгах, чтобы собрать как можно больше имен. Она регистрировала такие особенности, как их географическое происхождение, политическая принадлежность и датировка, а также тип артефакта – глиняные черепки, кувшины, печати и так далее. Еще одной характеристикой, на которую она обратила внимание, было присутствие теофорического элемента: имена, представляющие ссылку на Б-жественное в их суффиксах или префиксах, которые были обычны среди евреев в период Первого Храма и стали еще более популярными со временем, такие как Шема’яху и Нетанель.
В случае Ирмияху, как объяснено в «Bibliology Archaeology Review», археолог сравнил 92 имени из книги с 367 именами на найденных артефактах того времени. Она выяснила, что в 63% имен из первой группы обнаружился «яхвистский элемент» – отсылка к «йуд-хей-вав-хей», одному из имен Б-га евреев. Кроме того, 10% имен включали общее обозначение Б-га «Эль», 7% представляли сокращенный теофорический элемент – такие, как «Шема», сокращение от «Шема’яху»; 3% были составными именами с другими Б-жественными именами, 1% – именами с Б-жественными апеллятивами и 16% другими именами.
Распределение категорий имен во второй группе оказалось схожим (50% имен с «яхвистским элементом»; 8% имен с элементом «Эль»; 14% представляют сокращенный теофорный элемент, 4% имен с Б-жественными апеллятивами и 24% других имен). Как указывает исследовательница, полученные данные позволяют предположить, что группа имен, упомянутых в книге, имеет те же характеристики, что и имена, обнаруженные при археологических раскопках. Однако одно важное отличие, которое обнаружила Голуб, заключается в том, что в «яхвистских» именах, упомянутых у Ирмияху, группы букв «йуд-хей-вав» и просто йуд-вав, кажется, используются взаимозаменяемо (53% против 42%), в то время как почти на всех эпиграфических артефактах используют только «йуд-хей-вав».
Поскольку первая комбинация букв чаще использовалась в древнем Иудейском царстве, а вторая в древнем Израильском царстве, археолог объяснила, что этот элемент может быть просто признаком того, что автор не воспринимает разницу как важную, либо тем, что книга была фактически составлена в более поздний период, когда использование «йуд-вав» стало более распространенным. «Я считаю, что это второе объяснение более вероятно», – сказала она.
Это наблюдение согласуется с другими выводами исследовательницы, раскрывающими различие культур Иудеи и Израиля, а также с тем, что библейский нарратив, похоже, отражает в большей степени иудейскую традицию, чем израильскую. В статье, опубликованной в «Israel Exploration Journal», Голуб подчеркнула, что использование патронимов во время Железного века II было гораздо более распространенным в Иудее, чем в Израиле. «Библия предлагает нам историю об одной группе людей, живущих в государстве, которую ученые назвали «Объединенной монархией Давида и Шломо», которая затем распалась на два царства», – заявила она «Post». «Анализ имен может стать инструментом для изучения вопроса о том, насколько точен этот нарратив».
В 2018 году, в сотрудничестве с Итаем Зандбанком, Голуб запустила «Onomasticon» – онлайн-базу данных с открытым исходным кодом, включающую имена и характеристики найденных в результате раскопок в регионе эпиграфических артефактов. Каждый год она работает над добавлением в базу данных новых элементов, появляющихся в результате раскопок, в опубликованной литературе или в результате использования более совершенных технологий, позволяющих расшифровывать ранее непонятные надписи. Тем временем продолжают появляться новые вопросы и ответы о том, как имена тех, кто жил тысячи лет назад, могут пролить свет на связь между археологией и Библией.